Понятие АРГУМЕНТАЦИИ

Изучение аргументации (как и изучение логики в Древней Греции) исходит из общественной потребности, в частности из потребности образования (неформальная логика и критическое мышление). В настоящее время имеет смысл задуматься над вопросом: на удовлетворение, каких общественных потребностей направлены возникшие в последние десятилетия теории и модели аргументации?
Общепринятым является убеждение, согласно которому развитие логики и рациональной аргументации тесно связано с формированаем демократических институтов. Демократия означает рациональную организацию общества, при которой интересы высказываются явно, обосновываются и отстаиваются. Такая организация связана с предсказуемостью, прозрачностью процедур и согласованием интересов. В области мышления стремление к рациональной организации общества формирует запрос на критическую рациональность и разработку способов разрешения конфликтов позиций и мнений.

Противоположная стратегия исходит из признания основополагающего значения для общества влияния индивидов и социальных групп друг на друга, что является процессом, включающим и иррациональные моменты. Важнейшим фактором влияния при этом становится власть. В области мышления эта потребность индивидов и групп выражается в запросе на разработку эффективных способов убеждения.

Таким образом, формируются две стратегии рассмотрения общества, выражающие две крайние ориентации на построение моделей аргументации: ориентацию, задающую стандарт рациональности и согласования интересов, и ориентацию, концентрирующую наше внимание на убеждении или на отношении «лицо — аудитория».

Типы моделей аргументации, предлагаемые современными исследователями, в целом соответствуют этим двум запросам общества.

«Аргументация — это вербальная, социальная и рациональная деятельность, направленная на убеждение разумного критика в приемлемости некоторой точки зрения с помощью выдвижения совокупности высказываний, оправдывающих или опровергающих высказывание, выражающее точку зрения.