АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. (Часть 1)

Аксиомами обычно считаются положения, выявляющие фундаментальные, самоочевидные истины.


Но явные положения как таковые не являются первичными: они состоят из понятий. Основа человеческого знания - всех других понятий, всех аксиом, положений и мыслей - состоит из аксиоматических понятий.
Аксиоматическое понятие - идентификация первичного факта реальности, которая не может быть проанализирована, то есть, редуцирована к другим фактам или разбита на составные части. Оно подразумевается во всех фактах и во всем знании. Это фундаментальная данность, непосредственно или опытно воспринимаемая, которая не требует доказательств или объяснений, но на которой все доказательства и объяснения покоятся.

Первые и основные понятия есть «существование», «тождество» (которое является следствием «существования») и «сознание». Можно изучать то, что существует; и как функционирует сознание; но никто не может проанализировать (или «доказать») существование как таковое или сознание как таковое.

Они являются несводимыми первичностями. (Попытка «доказать» их является внутренне противоречивой: это попытка доказать существование средствами несуществования и сознание - средствами несознания.)

Существование, тождество и сознание - понятия в том, что они требуют и идентификации в концептуальной форме. Их особенность заключается в том факте, что они воспринимаются напрямую или опытно, но понимаются концептуально. Они подразумеваются в каждом состоянии сознания, от первых ощущений до первого понятия и до суммы всех понятий. После первого различительного ощущения (или восприятия) последующее человеческое знание ничего не добавляет к основным фактам, обозначенным терминами «существование», «тождество», «сознание» — эти факты содержатся в любом единичном состоянии сознания; но что добавляется последующим знанием - это эпистемологическая необходимость отождествить сознание и самосознание. Осознание этой потребности может быть достигнуто только на завершающей стадии концептуального развития, когда приобретен достаточный опыт, - и идентификация, полное осознанное понимание, может быть достигнута только в процессе абстракции.

Это не абстракция свойств из группы сущностей, но основополагающий факт из всех фактов. Опыт и тождество не являются свойствами сущностей, они сами сущности. Сознание есть свойство определенных живых существ, но оно - не свойство данного состояния сознания, оно есть это состояние. Эпистемологически образование аксиоматических понятий есть акт абстракции, выбор опоры на изоляцию разума от метафизических оснований; но метафизически это акт интегрирования - широчайшего интегрирования, доступного человеку: это интегрирование единицы и охват всего его опыта.

Единицами понятий «существование» и «тождество» являются каждое существо, свойство, действие, событие или феномен (включая сознание), существующие, существовавшие ранее и те, которые будут существовать. Единицы понятия «сознание» - каждое состояние или процесс сознания, испытанный каждым в прошлом, настоящем и будущем (так же как подобные единицы, подобная способность, которые заключаются в других живых существах). Измерения, пропущенные в аксиоматических понятиях, есть все измерения всех сущностей, включенных в них; что сохраняется -метафизически - так это только основополагающий факт; что сохраняется - эпистемологически - так это только одна категория измерения, опуская их частности; время - то есть фундаментальный факт, сохраняющий независимость любых частных моментов сознания.