АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ. (Часть 3)

Можно сказать, что существование может быть отделено от несуществования; но не-существование - не есть факт, это отсутствие факта, это производное понятие, относящееся к отношению, то есть понятию, которое может быть образовано или понято только в отношении к некоторой сущности, которая прекратила свое существование. (Можно подойти к понятию “отсутствие”, начиная с понятия «настоящее», в отношении той или иной особенной сущности(ей); невозможно подойти к понятию «настоящее», начиная с понятия “отсутствие”, с отсутствием чего-либо включенного.) Несуществование как таковое есть ноль без какой-либо последовательности чисел, следующих за ней, - это ничто, абсолютная пустота.

Это дает нам возможность проследовать к другим специальным аспектам аксиоматических понятий: хотя они представляют фундаментальный метафизический факт, аксиоматические понятия являются продуктами эпистемологической потребности - необходимости волевого, концептуального сознания, которое способно к ошибкам и сомнениям. Воспринимающее сознание животных не нуждается и не может понять эквивалент понятий «существование», «идентичность» и «сознание»: оно имеет дело с ними постоянно, оно осознает сущности, оно определяет различные объекты, но это дается им как данность и не может представлять никакой альтернативы. И только человеческое сознание, сознание, способное к концептуальным ошибкам, что требует специальной идентификации непосредственно данного, может объять и разграничить все направления своего осознания - отграничить его от пустоты нереальности, к которой могут вести концептуальные ошибки. Аксиоматические понятия - эпистемологические руководящие принципы. Они суммируют суть всего человеческого познания: чего-либо существующего, которое я осознаю; я должен открыть эти объекты.

Понятие «существование» не определяет, что оно включает в категорию сущностей: оно просто подчеркивает первичный факт, что они существуют. Понятие «идентичность» не определяет особую природу сущностей, которые задействуют ее: это просто подчеркивает первичный факт, что они являются тем, чем они являются. Понятие «сознание» не указывает на то, что одна сущность осознает: это лишь подчеркивает тот факт, что она сознает.

Это указание первичного факта есть одна из критических эпистемологических функций аксиоматических понятий. Еще - это основание, почему они могут быть переведены в утверждение только в форме повторения (как основание и напоминание): существование существует - сознание сознает — А есть А. (Это превращает аксиоматические понятия в формальные аксиомы.)

Такое специальное указание, которое не относится к животным, есть материя жизни или смерти человека: в качестве свидетеля выступает современная философия. являющаяся памятником безрезультатным попыткам уклониться или обойти такие напоминания.