ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ПОНЯТИЙ. (Часть 5)

Ни один ум не способен вместить всего имеющегося знания современного человечества, не говоря уже о том, чтобы удержать его в мельчайших деталях. Еще, знание должно быть комплексным и оставаться открытым для индивидуального понимания и контроля, чтобы наука не рухнула под тяжестью некоррелированных, недоказанных, противоречивых мелочей. Только наиболее строгая эпистемологическая точность может реализовать и защитить достижения науки. Только строжайшие, контекстуальные, абсолютные определения понятий могут позволить людям интегрировать их знание, сохранить расширенной их концептуальную структуру в строгом иерархическом порядке путем образования новых понятий, когда и как потребуется, - и, таким образом, сжимать, уплотнять информацию и редуцировать число умственных единиц, блоков, с которыми они имеют дело.

Вместо этого руководители научной эпистемологии, философы учат людей, что понятийная точность не возможна, интеграция нежелательна, понятия не имеют фактических ссылок, что понятие не обозначает ничего, кроме определяющего свойства, которое ничего, кроме произвольной социальной условности не представляет, - и что ученый должен произвести опросы общественного мнения, чтобы открыть значение понятий, которые он использует («Не ищите смысла, ищите использования».) Последствия таких доктрин проявляются сегодня в каждом научном направлении, особенно в гуманитарных науках.

Понятия, представляющие собой систему умственной подачи и перекрестного заполнения, перекрестной подачи, настолько сложны, что крупнейший электронный компьютер - детская игрушка по сравнению с этим. Эта система служит как контекст, кадр ссылки, с помощью которого человек понимает и классифицирует (для дальнейшего изучения) каждую сущность и каждый аспект реальности, с которыми он сталкивается. Язык - физическая (визуально-слуховая) реализация этой системы.
Понятия и, следовательно, язык есть первичные средства познания - не общения, как обычно полагают Общение - просто следствие, не причина и не первичная цель образования понятия - важное, неоценимо важное последствие для людей, но только следствие. Познание предшествует общению; необходимой пред* посылкой общения является то, что человек имеет что-то для общения. (Это - истина общения даже среди животных, даже среди глухонемых, не говоря уже о связи с помощью такого сложного и требовательного инструмента, как язык.) Первичная цель понятий и языка • обеспечить человека системой познавательной классификации и организации, которые позволяют аан приобрести знания в неограниченном масштаба; этоозначает сохранение порядка в человеческом уме, чтобы позволить ему думать.

Многие виды сущностей объединены в понятия и представлены специальными словами, но много других - нет, они идентифицируются только средствами словесного описания. Что определяет решение человека интегрировать данную группу сущностей в понятие? Требования познания (и принцип экономии единиц).

Существует великое множество областей на периферии понятийного словаря человека, широкий простор, где выбор является необязательным, но в отношении определенных центральных категорий сущностей формирование понятий является обязательным.
Они включают такие категории, как: а) воспринимаемые данности, с которыми человек сталкивается ежедневно, представленные первым уровнем абстракций; б) новые научные открытия; в) новые рукотворные объекты, которые отличаются в их существенных характеристиках от предыдущих известных объектов (например «телевидение»); г) сложные человеческие отношения включенных комбинаций физического и психологического поведения (например «женитьба», «закон», «справедливость»).

Эти четыре категории представляют сущности, с которыми люди имеют дело постоянно, во многих различных контекстах и аспектах, будь то ежедневные физические действия или - что более важно - в психической деятельности или дальнейшем обучении. Умственный объем чувственных изображений или длительных словесных описаний таков, что никакой человеческий ум не способен вынести. В таких случаях потребность уплотнения, редуцирования единиц очевидна.