ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. (Часть 1)

Сознание - способность осознания, постижения того, что существует.
Осознание является не пассивным состоянием, но активным процессом. На нижних уровнях осознания необходим сложный нейрологический процесс, чтобы дать возможность человеку испытать ощущения и интегрировать их в восприятие; этот процесс является автоматическим и не волевым: человек постигает его результаты, но не сам процесс. На более высоком, концептуальном, уровне процесс становится психологическим, сознательным и волевым. В любом случае понимание достигается и поддерживается непрерывным действием. Прямо или косвенно каждый феномен сознания случается, когда человек осознает окружающий его внешний мир. Некий предмет, то есть некое содержание, включено в каждое состояние осознания. Экстроспекция - процесс познания, направленный вовне, процесс сохранения некоторой(ых) сущности внешнего мира. Интроспекция есть процесс, направленный вовнутрь, процесс осознавания собственных психологических действий, таких как мышление, чувствование, вспоминание и т.д., - в отношении некоторых сущностей внешнего мира. Интроспекция существует только по отношению к внешнему миру в виде различных действий: испытания, осознания, определения и общения. Сознание есть осознание чего-то.

 

Бессодержательное состояние сознания - противоречие в терминах.
Два фундаментальных признака включены в каждое состояние, вид или функцию человеческого сознания: содержание и действие, содержание осознания и действие сознания по отношению к этому содержанию.
Эти два атрибута есть фундаментальный «концептуальный общий знаменатель» всех понятий, относящихся к сознанию.
На уровне восприятия ребенок просто испытывает и выполняет различные психологические процессы; его полное концептуальное развитие требует, чтобы он учился проблематизировать процессы (после того как он достигнет определенного этапа в своем экстроспективном концептуальном развитии).

Чтобы образовать понятия сознания, он должен отделить действие от содержания данного состояния путем абстрагирования. Как в результате экстроспекции человек может абстрагировать атрибуты из объектов, так, интроспективно, он может абстрагировать действия своего сознания из его содержания и наблюдать различия между этими различными действиями.

 

Например, когда взрослый человек видит гуляющую по улице женщину, действие его сознания является восприятием, когда он замечает, как она прекрасна, действие его сознания есть оценивание; когда он испытывает чувство внутреннего удовольствия и восхищения, действием его сознания будут эмоции; когда он останавливается, чтобы посмотреть на нее и заключить что-то о ее характере, годах, социальном положении и т.д., его актом сознания будет размышление; а когда позже он будет вспоминать о происшедшем, его действием будет воспоминание; когда он будет представлять, что она выглядела бы лучше, если бы была блондинкой, а не брюнеткой, или что лучше бы ее платье было голубым, а не красным, действие его сознания было бы воображением.
Он еще может наблюдать сходство между действием своего сознания по разным поводам, наблюдая, что эти же самые действия - в различных обстоятельствах, комбинациях и степенях - есть, были или могут быть применимы к другим объектам: к человеку, собаке, автомобилю или целой улице; к чтению книги, обучению новому ремеслу, выбору работы или любому иному объекту в пределах своей осведомленности.