ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. (Часть 2)

Такова модель процесса, посредством которого (медленно, постепенными шагами) человек учится образовывать понятия сознания.
В сфере интроспекции единицы, которые интегрированы в единичное понятие, являются конкретными случаями данного психологического процесса. Измеряемые атрибуты психологического процесса являются его объектом, или содержанием, или интенсивностью.
Содержание - некоторый аспект внешнего мира {или являющийся производным от некоторых аспектов внешнего мира) и измеряется различными методами, применяемыми к внешнему миру. Интенсивность психологического процесса есть автоматическое подведение результатов многих факторов: его масштабов, его ясности, его познавательных и мотивационных контекстов, степени умственной энергии или требуемых усилий и т.д.

Не существует точного метода для измерения интенсивности всех психологических процессов, но - как в случае образования понятий цветов - концептуализация не требует знания точных измерений. Степень интенсивности может быть измерена и измеряется приблизительно, по сравнительной шкале. Для примера, если человек испытывает радость в ответ на определенные факты, то она будет варьироваться в зависимости от их важности в иерархии ценностей данного человека; эта эмоция может колебаться в разных обстоятельствах: при покупке нового костюма или при повышении зарплаты, или женитьбе по любви. Интенсивность процесса мышления и необходимые интеллектуальные попытки варьируются в зависимости от объема его содержания; она меняется, когда кто-то постигает понятие «стол» или понятие «справедливость», или когда надо понять, что 2+2=4 или что е=мс .

Образование интроспективных понятий происходит по тем же принципам, что и образование экстро-спективных понятий. Понятие, относящееся к сознанию, есть умственная интеграция двух или более примеров психологического процесса, обладающего сходными отличительными признаками, с особым содержанием и измерениями интенсивности опущенного действия, по принципу, что эти опущения измерений должны существовать в некотором количестве, но могут существовать в любом количестве (то есть данный процесс должен обладать некоторым содержанием и некоторой степенью интенсивности, но может иметь любое содержание или степень соответствующей категории).
Например, понятие «мышление» образовано при сохранении отличительных признаков психологического действия (целенаправленный процесс познания), а также пропуском конкретного содержания и степени интенсивности интеллектуальных усилий. Понятие «эмоция» формируется при сохранении отличительных признаков психологического действия (автоматический ответ, исходя из оценки существующего) и пропуская частности содержания (сущности), а также степень эмоциональной интенсивности.
Теперь отметим, что я уже упоминала термины объем и иерархия в связи с интенсивностью психологических процессов. Эти термины принадлежат к категории измерений, и они указывают на более точные методы измерения некоторых феноменов.
Если мы говорим о понятиях, относящихся к познанию («мышление», «наблюдение», «рассуждение», «обучение» и т.д.), то объем содержания обеспечивает метод измерения. Объем измеряется двумя взаимосвязанными аспектами: объемом фактического материала, включенного в данный познавательный процесс, и длиной понятийной цепи, необходимой для анализа этого материала. Так как понятия имеют иерархическую структуру, то есть так, как высшие, наиболее сложные абстракции, являются производными от более простых их оснований (начиная с понятий чувственно данных объектов), расстояние от понятий уровня восприятия, используемых в данном познавательном процессе, указывает пределы этого процесса. (Уровень абстракции, с которым человек в состоянии иметь дело, показывает, сколько он должен был знать, чтобы достигнуть этого уровня. Я не говорю здесь о тех людях, которые «губами» запомнили плавающие абстракции, но только о тех, кто действительно осознал все этапы.)
В отношении оценочных понятий («ценность», «эмоция», «чувство», «желание» и т.д. иерархия включает различные их виды и требует совершенно другого типа измерения. Этот тип приложим лишь к процессу оценивания и может быть определен как«телеологическое измерение».