ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ. (Часть 5)

Составные понятия этого типа образовываются с помощью выделения соответствующих сущностей, отношений и действий и затем путем сохранения их отличительных характеристик и пропуском типов измерений, соответствующих всевозможным категориям включенных понятий.


Скажем здесь несколько слов о грамматике. Грамматика - это наука, которая имеет дело с разработкой методов правильного словесного выражения и коммуникации, то есть методов образования и употребления слов (понятий) в предложениях. Грамматика относится к действиям сознания и включает некоторое число специальных понятий, таких как союзы, которые являются понятиями и обозначают отношения между мыслями («и», «но», «или» и т.д.) Эти понятия образованы с помощью сохранения отличительных характеристик отношений и пропуском частных включенных мыслей. Цель союзов - словесная экономия: они служат, чтобы интегрировать и/или уплотнять содержание определенных мыслей.
Например, слово «и» служит для того, чтобы интегрировать число фактов в одну мысль. Если мы скажем: «Смит, Джон и Браун гуляют», союз «и» определяет, что действие «гуляют» приложимо к именам трех человек. Разве в действительности объект соотносится с союзом «и»? Нет. Тогда факт? Да. Факт есть то, что три человека гуляют и что союз «и» объединяет в одну мысль факт, который в противном случае пришлось бы выразить через: «Смит гуляет, Джон гуляет, Браун гуляет».
Союз «но» служит для того, чтобы обозначить исключение или противоречие возможных последствий данной мысли. Если сказать: «Она прекрасна, но глупа», союз «но» служит для уплотнения следующих мыслей: «Эта девушка прекрасна. Красота - позитивный атрибут, ценность. Перед тем как решить, что эта девушка сокровище, ты должен рассмотреть ее негативный атрибут - она глупа». Если сказать: «Я работаю каждый день, но не в воскресенье», слово «но» определяет исключение и уплотняет следующее утверждение: «Я работаю в понедельник, я работаю во вторник, я работаю в среду (и так далее). Моя деятельность в воскресенье - другая: я не работаю в воскресенье».
(Эти примеры в пользу тех жертв современной философии, которым преподают лингвистический анализ, утверждающий, что не существует способа, как вывести союзы из опыта, то есть фактов действительности.)
В данный момент стоит обратить внимание на определенный вид эпистемологического состояния сегодняшней культуры.
Отметим, что нападки на концептуальный уровень человеческого сознания, то есть на разум, приходят из тех же самых идеологических кругов, что и нападки на измерение. Когда обсуждается сознание человека, особенно его эмоции, некоторые персоны используют слово «измерение» как уничижительный термин, как если бы попытка приложить его к феномену сознания была бы плоским, «материалистическим» оскорблением. Вопрос: «Можно ли измерить любовь?» есть пример симптома такого отношения.


Во многих других вопросах два якобы противоположных лагеря являются лишь двумя вариантами, растущими из одной и той же основной предпосылки. Старомодные мистики провозглашают, что вы не можете измерить любовь в фунтах, дюймах или долларах. Они помогают и содействуют неомистикам, которые, как пьяный петрушка с непереваренными понятиями измерений, провозглашают измерение единственным инструментом науки и переходят к измерению коленного рефлекса, статистических анкет, обучению крыс как индексам человеческой психики.
Оба лагеря не замечают, что измерение требует соответствующего стандарта и что в физических науках, которые один лагерь страстно ненавидит, а другой страстно превозносит, невозможно измерять длину в фунтах, а вес - в дюймах.
Измерение - измерение отношения в числовых терминах, и сложность науки измерения определяет сложность отношений, которые существуют во Вселенной, и которую человек только начинает исследовать. Они существуют, даже если соответствующие стандарты и методы измерения не всегда так очевидны, а степень достижимой точности так велика, как и в случае измерения основных, чувственно данных атрибутов материи. Если что-то на самом деле было бы «неизмеримо», оно не имело бы никакого отношения ко всей остальной Вселенной, оно не влияло бы и не было бы подвержено влиянию никакой иной формы материи, оно не приняло бы участия ни в одном случае и не несло бы никаких последствий, короче говоря, оно не существовало бы.


Мотив борьбы с измерением отношений очевиден: это желание сохранить святилище неопределенности в интересах иррационального, желание - эпистемоло-гически - убежать от ответственности познавательной ясности и широкомасштабной интеграции; и - метафизически - желание избежать абсолютизма существования фактов, действительности и прежде всего идентичности.