АБСТРАГИРОВАНИЕ ИЗ АБСТРАКЦИЙ. (Часть 2)

Но вопрос о том, как конкретные люди учат понятия, и вопрос, что такое понятия, - два разных вопроса. Рассматривая природу понятий и процесс абстрагирования из абстракций, мы можем предположить, что разум способен выполнять (или прослеживать, или проверять) этот процесс. И мы должны помнить, что не имеет значения, что многие люди произносят понятия как бессмысленные звуки, и только лишь некоторые создают их в какой-то момент.

 

Первые шаги интеграции понятий в более широкие - удивительно просты, потому что они еще отсылают к воспринимаемым объектам. Например, человек наблюдает, что предметы, которые он обозначает понятиями «стол», «стулья», «кровать», «шкаф» и т.д., имеют определенное сходство, но отличаются от предметов, которые он определил как «дверь», «окно», «картина» и т.д.; и он интегрирует первые в более широкое понятие «мебель». В этом процессе понятия служат в качестве единиц и эпистемологически рассматриваются (мысленно), как если бы каждый объект был единичным, при этом надо всегда помнить, что метафизически (то есть в действительности) каждая единица представляет неограниченное число действительных объектов определенного вида.
Отличительные характеристики исходных единиц - особые категории измерений формы, таких как «ровная поверхность и поддержки» в случае столов. Отличительные свойства новых понятий рассматриваются в том же порядке, как и измерения конкретных форм для образования понятия «стол»: они пропускаются по принципу, что предмет мебели может иметь некоторую форму, но может иметь любые формы, характеризующие различные единицы, включенные в новое понятие.

Отличительные характеристики нового понятия определяются природой объектов, из которых их составные единицы дифференцированы, то есть их «концептуальным общим знаменателем», который в данном случае таков: большие объекты внутри человеческого жилища. «Взрослое» определение «мебели» было бы таким: «Движимые рукотворные объекты, предназначенные для использования в человеческом жилище, которые могут поддерживать вес человеческого тела или поддерживать, или сохранять другие, меньшие объекты». Это отличает «мебель» от архитектурных деталей, таких как дверь или занавески, и от других меньших объектов, которые могут быть использованы внутри жилища, таких как поднос, старинные вещи, тарелки и т.д.
Отличительные характеристики «мебели» - определенный диапазон функций в определенном месте (обе - соизмеримые характеристики): «мебели» должно быть не больше предназначенного ей в жилище места и не меньше, чтобы выполнять определенные функции и т.д.

Заметим, что понятие «мебель» есть абстракция на один шаг дальше от восприятия реальности, чем любая из его составных понятий. «Стол» есть абстракция, так как обозначает любой стол, но его значение может быть передано сопоставлением с одним или двумя воспринимаемыми объектами. Не существует такого объекта восприятия, как «мебель», но только столы, стулья, кровати и т.д. Значение слова «мебель» не может быть осмыслено, если сначала не понят смысл составляющих его понятий; оно является связью с реальностью. (На низких уровнях неограниченной концептуальной цепи это иллюстрация иерархической структуры понятий.)