Сресс.

 

Состояние сильного психического напряжение, в следствии деятельности в сложных условиях называют стрессом.  В науке есть различные подходы в понимании стресса. Теория Г.Селье наиболее популярная. Стресс по теории Селье трактуется следующим образом: биологические организмы имеют врожденный механизм поддержания внутреннего баланса и равновесия. Это равновесие может нарушиться в следствии действия внешних раздражителей. Защитная и приспособленческая реакция организма – следствие воздействия стресса. Организм при помощи возбуждения приспосабливается к стрессу. Это состояние неспецифическое, оно и называется стрессом. Стресс будет усиливаться, если раздражитель не устраняется, и как следствие в организме будут происходить различные изменения – так он пытается устранить его или подавать. Любой организм имеет свой ресурс и при сильном стрессовом воздействии силы истощаются, что может вызвать различные заболевания или даже летальный исход.

3 стадии стресса.
Тревога – первый этап, появляющийся при действии раздражителя. При этом в организме происходит ряд физиологических изменений. Например, учащается дыхание, повышается немного давление и пульс.  Психические функции также трансформируются: нарастает возбуждение, внимание сужаутся на раздражающем факторе, повышается личностный контроль ситуации. Все эти изменения должны мобилизовать защитные силы организма, и организм одолжен произвести саморегуляцию. Многие стрессы на этом и заканчиваются. Тревога после этого проходит. Этап сопротивления приходит тогда, когда стрессфактор продолжается. В этой ситуации организм расходует свои резервы. При этом идет сильная нагрузка на все системы организма. Этап истощения. В случае, если ничего не меняется и дальше, сил у организма на противостояние не остается, наступает истощение. Падает сопротивляемость, резервов нет. Велик риск болезни. Такая ситуация оценивается субъективно как угрожающая. Вызываются негативные эмоции. Под действием негативных эмоций и осознавая угрозу, человек преодолевает вредоносные воздействия, борется с мешающим фактором. Он его либо уничтожает, либо уходит в сторону. При неразрешенной ситуации велик риск невроза и других необратимых нарушений. Осознание угрозы – основной стрессовый фактор. Степень стресса для каждого человека своя, т.к. субъективно одна и та же угроза для каждого человека имеет разную степень. Защитная деятельность – ответ на такую угрозу. Активизация защитных механизмов и прошлого опыта – ответная реакция личности на стресс. От интеллектуального развития человека, а так же от его отношения к стрессфактору создается мотивация на преодоление препятствия или его избегания. У некоторых ученых есть мнение, что стресс есть адаптация к экстремальным неспецифическим для человека условиям. Посредством стресса происходит эмоциональная разрядка, как следствие выходит эмоциональная энергия, уменьшается напряжение. Положительный момент при стрессе такой – в периоды трагедии и отчаяния у большинства людей наблюдается личностный рост. Отрицательные эмоции для многих стимул для движения вперед к намеченным целям. Есть и такие, кто использует свои страдания для влияния на других людей.
Стресс может быть хроническим либо острым. До недавнего времени считалось, что стресс могут спровоцировать только экстремальные ситуации. При таком раскладе стресс будет острый. Особенности современного общества, например информационная перегрузка вызывает хронические формы стресса. У стресса есть личностные, психологические и медицинские особенности. Стресс всегда включает эмоциональное перенапряжение. Физиологические моменты стресса – учащенный пульс, дыхание, побледнение или покраснение кожи лица, в крови становится больше адреналина, потение. Психологические изменения – меняется динамика психических функций, мышление чаще всего замедляется, внимание становится рассеянным, ухудшается память, сенсорная чувствительность уменьшается, становится очень сложно принять решение.
Личностные – полностью подавляется воля, уменьшается самоконтроль, поведение пассивное и стереотипное, пропадает творческая активность, повышенная внушаемость, страх, немотивированное беспокойство, тревога. При стрессовой ситуации человек боится, что не разрешит ее и получит большой для себя ущерб.  Появляется постоянная тревога. Возбуждение растет и препятствует выполнять работу, появляются ошибки. Невозможно становится планировать. Следствие этого еще больше негативных эмоций. Происходит снижение самооценки и ощущается неуверенность в своих силах. Напряжение растет еще больше и ошибок становится еще больше. Это называют замкнутым кругом «втягивания» человека в стресс.