Гуманистическая психология. Абрахам Харольд Маслоу.

В 60-х гт. XX столетия в США появилось новое направление — гуманистическая психология. Она решительно выступила против жёсткой определённости истоков душевной жизни. Ведь при всех различиях и бихевиоризм, и психоанализ лишали человека свободы воли, возможности мыслить и действовать по собственному усмотрению. Бихевиористы считали, что наш внутренний мир полностью зависит от условий воспитания и обучения. Психоаналитики, напротив, воспринимали человека как раба влечений и инстинктов. Гуманистическая психология, названная «третьей силой», предложила новый взгляд на человеческую природу. Лидеры направления Абрахам Маслоу и Карл Роджерс отстаивали идею целостности природы человека, подчёркивали роль сознательного опыта, свободы выбора, творческой инициативы, стремления. Маслоу вначале был убежденным бихевиористом, сторонником строго объективного изучения человеческого поведения. Но постепенно он изменил представления о движущих силах поступков и пришёл к выводу, что для человека высшей потребностью является стремление раскрыть свои способности, реализовать данный ему потенциал. Однако прежде необходимо удовлетворить потребности более низких уровней: физиологические (в еде, питье, тепле, воздухе, сне), потребность в безопасности (ощущение надёжности, стабильности, отсутствие страха, тревоги), а также потребности в любви и чувстве общности с другими, в уважении окружающих и самоуважении.

Изучая людей, живших полной жизнью, творчески состоявшихся, Маслоу выявил их особенности. В числе присущих им черт были увлечённость преданность делу, простота  поведения, демократичность взглядов, принятие себя, уважение и доброта по отношению к другим, созидательный склад мышления, высокий интерес к общественным проблемам. Хотя учёного критиковали за субъективность в отборе испытуемых и недостаточную научную убедительность выводов, важно, что он видел в человеке деятельное существо, движимое созидательными, высшими побуждениями. Идеи основателя гуманистической психологии широко используют в образовании, медицине, психотерапии.
Роджерс, как и Маслоу, полагал, что главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Оно врождённое, но его развитию могут способствовать (или препятствовать) детские переживания и научение. Главную роль играют отношения матери с ребёнком. Если ребёнок встречает понимание и любовь, у него есть все шансы вырасти психически здоровым и найти своё призвание в жизни. Когда же проявления любви ставятся в зависимость от поведения, у ребёнка возможны нарушения в развитии личности. Малыш, который не хочет есть кашу, но уступает просьбам матери, боясь потерять её любовь, непроизвольно учится изменять себе, не доверять собственным оценкам. Представление, что любовь и внимание связаны с определённым поведением, что их надо заслужить, мешает полноценному психическому развитию и самореализации. Роджерс подчёркивал, что процесс самоактуализации не прекращается всю жизнь. Полноценное развитие личности предполагает открытость любому опыту, ориентацию на собственные интуитивные стремления больше, чем на рациональные мнения или решения других, чувство свободы, стремление к творчеству, эмоциональную насыщенность каждого момента бытия.

Учёный разработал принципы личностно-ориентированной терапии. Психотерапевт должен увидеть проблему глазами клиента и затем помочь ему изменить восприятие ситуации. По-новому взглянув на происходящее, человек сам способен перестроить своё поведение и справиться с трудностями.
Пик популярности гуманистической психологии пришелся на 60-70-е годы XX в. Однако это направление так и не оформилось в самостоятельную научную школу. Не хватило экспериментальной базы и основательной теории. К тому же большинство приверженцев Маслоу и Роджерса привлекала частная практика, а отнюдь не академическая стезя. И все же "третья сила" заметно повлияла на развитие психологии, подчеркнув важность свободного и сознательного выбора человека.