Человек познающий

Благодаря гуманистической психологии произошёл всплеск интереса к изучению сознания. Это способствовало появлению и развитию когнитивной (от лат. cognitio — «знание», «познание») психологии. Один из её основоположников американский учёный Ульрик Найссер (родился в 1928 г.) признавал, что дух гуманистической психологии оказал на него сильное влияние.
Предмет когнитивной психологии — процесс познания. Он включает в себя механизмы сознательного и бессознательного освоения новых данных: восприятие, запоминание, решение задач, отбор информации, методы её кодирования и многое другое. Учёных этого направления интересует прежде всего не поведение и реакции, как бихевиористов, а внутренние психические процессы, которые можно оценить по внешним проявлениям. В когнитивной психологии подчёркивается, что субъект активно взаимодействует со средой, а не пассивно реагирует на неё, как представляет бихевиоризм. В отличие от сторонников психоанализа специалисты этого направления опираются только на экспериментально полученные факты, избегая домыслов и интерпретаций. Когнитивным психологам удалось доказать: большая часть информации обрабатывается человеком неосознанно, что ускоряет процесс мышления и его эффективность.

Благодаря новому направлению стало яснее, как происходит восприятие событий, как мы принимаем решения, как усваиваем те или иные сведения и почему забываем их, от чего зависит запоминание и т. д.
В I960 г. американец Джордж Миллер и англичанин Джером Брунер создали исследовательский центр когнитивной психологии при Гарвардском университете. Это послужило стимулом для организации центров и лабораторий по всему миру. В 1967 г. Найссер опубликовал книгу «Когнитивная психология», в ней он обобщил идеи и методы нового направления, обозначил поле исследований. По мнению Брунера, когнитивная психология совершила революцию в науке, значение которой пока трудно оценить, и именно она, а не  гуманистическая психология, является «третьей силой».