Психология сегодня и завтра

Ещё в середине XX в. психологии  приходилось отстаивать своё место в ряду наук. Психолога путали с психиатром, область применения психологии была очень ограничена, её место в общественном сознании размыто. Особенно удручающим оказалось положение в нашей стране, где главным считалось развитие производства, техники. Привилегию заниматься изучением человека получили медицина и биология, с одной стороны, и идеологизированная философия и социология — с другой. Человек рассматривался либо с точки зрения деятельности его мозговых механизмов, либо как социально-исторический продукт (ведь сознание в соответствии с марксистской философией есть совокупность общественных отношений). Психология, по сути, была не нужна. Не хватало исследовательских центров, отсутствовали специализированные учебные институты. Факультету психологии крупнейшего вуза страны — Московского государственного университета в 2001 г. исполнилось только 35 лет!

Ныне психология превратилась, из Золушки в Принцессу. Открылось множество факультетов и институтов, готовящих психологов разного профиля, возникли разнообразные центры, специализированные учреждения, консультации. Психология стала неотъемлемой частью жизни общества. По степени популярности среди молодёжи профессия психолога занимает одно из первых мест, с ней конкурируют лишь профессии экономиста и юриста. Психологи трудятся в школах и детских садах, больницах и хосписах (клиниках для неизлечимо больных), на предприятиях, в фирмах, в исправительных учреждениях.  Открылось множество факультетов и институтов, готовящих психологов разного профиля, возникли разнообразные центры, специализированные учреждения, консультации. Психология стала неотъемлемой частью жизни общества. По степени популярности среди молодёжи профессия психолога занимает одно из первых мест, с ней конкурируют лишь профессии экономиста и юриста.

Без их участия уже невозможны разработка новых средств коммуникации, менеджмент, реклама. Эффективность последней сегодня в большей мере строится на знании психологии человека, чем на качествах предлагаемой продукции. При продвижении товара или социальной идеи используется вербальная (словесная) информация в сочетании с игрой образами, цветом, формами, звуком; и всё это на неосознанном уровне формирует у человека заданные установки и желания. Такие общечеловеческие свойства, как любопытство, интерес к новизне, желание испробовать всё на собственном опыте, подталкивают купить пусть не очень нужную, но модную вещь. В последние годы получил распространение термин “пиар” (образован по первым буквам английского словосочетания public relations — “общественные связи”). Это понятие включает формирование общественного мнения, подготовку общества к тем или иным решениям, влияние на результаты выборов. Чёрным пиаром называют достижение тех же целей нечестными средствами, например манипуляцией массовым сознанием. Различные пиар технологии основаны на знании психологии человека.

По прогнозам учёных, в XXI столетии психология будет быстро увеличивать количество экспериментальных данных и новых теорий. Это позволит выработать общие, более точные, чем сейчас, представления о структуре психики, её возможностях и законах организации. На одно из ведущих мест в психологии выйдет психогенетика, родившаяся на пересечении психологии и генетики. Предстоит по-новому взглянуть на природу интеллекта, индивидуальные особенности человека, причины различных психических нарушений. После расшифровки генома человека значение психогенетических исследований возрастёт. Ведь всё яснее, что геном есть лишь набор возможностей, отдельные звуки которых необходимо ещё сложиться в стройную мелодию человеческой жизни. Возможно, в будущем удастся понять, чем определяется “партитура”, при каких условиях и каким образом она будет реализована.
Ведущее место в психологии XXI а займёт и дифференциальная психология. Она изучает психологические различия между людьми, народами, культурами. Почему мы такие разные, чем отличается психология мужчины и женщины, психология рас и народов? Разобраться в этих и многих других сложнейших вопросах можно, только объединив усилия психологов и представителей естественных, общественных, гуманитарных наук.

Психология всегда стремилась понять, что же представляет собой главный предмет её интереса — душа. Содержание этого понятия отражало уровень знаний конкретного периода в развитии науки. В зависимости от подхода центр внимания исследователей перемещался с одних феноменов психики на другие. Ожесточённые споры не завершились победой какой-либо одной точки зрения, вместо этого каждое направление, каждое течение вносило свою лепту в общее познание. Heт правильных и неправильных подходов к изучению психики, и самым опасным заблуждением могло бы стать признание какого-то пути единственно верным. Фундаментальная психология отбирает в свой багаж всё, что способствует расширению научного горизонта и помогает понять особенности психики, её законы и механизмы. Сама логика науки побуждает использовать то, что наиболее ценно и перспективно в каждом научном направлении, и затем продвигаться вперёд к новым открытиям.