Проективные психологические тесты

Проективные тесты не выявляют отдельные черты личности, а исследуют личность в целом: переживания, предпочтения, желания, мотивы, потребности, эмоциональные реакции, особо значимые темы и т. п. Так, если личностный опросник выявляет степень выраженности у человека такого качества, как тревожность, то проективный тест определяет, о чем он тревожится, какие образы принимает его тревога, и даже порой обнаруживает ее причину.

Проективные тесты основаны на психологическом механизме проекции — свойстве людей воспринимать все окружающее сквозь призму своих проблем, целей, мыслей и опыта, т. е. проецировать содержание своей души на внешний мир. Психологам известно, что проекции особенно ярко проявляются в ситуациях неопределённости, творчества, где нет жёстко заданных образцов поведения. Этот эффект и используется в проективных методиках.

К проективным относится тест Роршаха. Показывают десять разных стандартных картинок с симметричными чернильными пятнами, и испытуемый должен сказать, на что они похожи. Другой известный проективный тест — Тематический апперцептивный тест (ТАТ). Испытуемому демонстрируют в определённой последовательности несколько чёрно-белых картин с неоднозначными (неясными) сюжетами и просят рассказать, что изображено на каждой картине, какую ситуацию он видит и чем, по его мнению, она завершится.
Тест Роршаха и ТАТ — ассоциативные проективные тесты, в них используется игра индивидуальных ассоциаиии. Существуют также экспрессивные проективные тесты, предлагающие испытуемому самому что-то нарисовать, исполнить, изобразить. Рисуночные проективные тесты первоначально создавались для работы с детьми, но потом выяснилось, что и для взрослых они вполне пригодны и не менее информативны.
В числе рисуночных тестов — интересный метод пиктограмм, созданный отечественным психологом А. Р. Лурия. Испытуемому предлагается передать в рисунках довольно сложные для изображения понятия: «сомнение», «вкусный ужин», «радость».

Еще один популярный проективный метод — цветовой тест Люшера. Надо по желанию брать карточки разных цветов, одну за другой. В результате испытуемый раскладывает их в порядке предпочтения, от самых приятных до наиболее неприятных. Полный вариант теста Аюшера состоит из 73 цветовых карточек, а краткий — из 8. При этом цвет каждой карточки чётко определённый, его нельзя заменять другим, даже очень близким по оттенку. Дело в том, что психологическое значение любого из стандартизированных цветов Люшера известно и проверено на многих людях, а всякое привнесение может изменить «смысл» цвета. Этот тест отражает эмоциональные состояния, потребности и переживания человека.
Проективный тест Розенцвейга состоит из 24 сюжетных картинок типа комиксов с изображениями житейских конфликтных ситуаций. На каждой картинке по два персонажа в момент объяснения. Укоризненная реплика одного «озвучена» подписью, за другого же должен ответить испытуемый. Например, водитель из окна проезжающей машины говорит пешеходу: «Мне очень жаль, что мы забрызгали ваш костюм». Или же один молодой человек обращается к другому: «Твоя подружка пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не пойдёшь». Тест Розенивейга выявляет социальные навыки общения: степень агрессивности, враждебности, импульсивности либо, напротив, степень дипломатичности, сдержанности, конформности, умение контролировать своё поведение. Конечно, при оценке результатов психолог учитывает, что реакции испытуемого в реальной ситуации (где накал страстей обычно гораздо выше) будут несколько отличаться от тестовых ответов.Проективные методы не отвечают жёстким требованиям валидности и надёжности. Используя проективный тест, нельзя однозначно сказать, что же измеряется. Кроме того, на результаты влияют атмосфера эксперимента,  личность экспериментатора и множество других обстоятельств. Тем не менее и на подобные методы распространяется принцип определённой стандартизации. Применительно к каждой из методик существуют расчёты вероятности разных ответов, известны типичные и нетипичные ответы и примерный психологический смысл, который имеет тот или иной образ, возникший у испытуемого. И если попросить нескольких психологов независимо друг от друга интерпретировать результаты одного и того же тестирования, то интерпретации (психологические портреты конкретного человека) совпадут примерно на 80—90 %. Разница объясняется тем, что более опытные психологи способны обнаружить гораздо больше психологической информации в каждом ответе. Они принимают во внимание такие детали и тонкости, которые может не заметить менее искушённый специалист.

Именно поэтому все проективные тесты требуют для работы с ними особой подготовки. Например, обучение высококвалифицированных специалистов по тесту ТАТ — пожалуй, самому богатому по своим результатам тесту — длится в течение нескольких лет!
Дальнейшее развитие идеи проективных тестов породило методы всевозможных ранжировок и психосемантические методики. Эти методы сочетают в себе личностную проективность с процедурами шкалирования. То есть их результаты поддаются измерению и статистическим подсчётам. В ранжировочных методиках испытуемому предлагают распределить по нарастающей или по убывающей какие-нибудь качества, свойства, изображения, высказывания, эпитеты и т. п. в зависимости от того, насколько они нравятся, вызывают согласие или, по мнению человека, соответствуют ему. Таким образом можно выявлять самооценку, меру самосознания, жизненные ценности, стереотипные и многие малоосознаваемые представления.

К психосемантическим методам относится метод семантического дифференциала. Предлагается оценить какие-то объекты (качества, понятия, изображения Г персонажи) по 3—10-балльной шкале. Так, игрушку можно оценивать по степени её доброты (одна шкала), пушистости (другая шкала), симпатичности (третья); запах духов — по шкалам «резкость — мягкость», «приятность», «таинственность», | «лёгкость — тяжесть», «терпкость — сладость» или по ассоциации с каким-то цветом; лицо на фотографии — по шкалам «порядочность», «мужественность», «привлекательность», «лживость», «агрессивность».  Достоинство этого метода в том, что психологом могут быть заданы любые характеристики шкал (они зависят от целей исследования). Тест, например, позволяет воспринимать голос человека по степени его «скрипучести», «грубости», «раскатистости», цвету, вкусу и т. д.  Метод семантического дифференциала идёт навстречу индивидуальным ассоциациям, которые не вписываются в законы логики
и не знают преград.
Проективные методы совершили своего рода революцию в психологии, позволив заглянуть в малоосознаваемый, неповторимый мир личных образов. Большинство специалистов считают эти методики наиболее перспективными и обладающими богатыми возможностями.