Мыслю, следовательно, существую

Кардинальные изменения в учении о душе произошли в XVII столетии, когда французский философ Рене Декарт (1596—-1650) ввёл понятие «сознание». В работах «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках» Декарт писал, что тело и душа обладают независимыми свойствами. Первое наделено протяжённостью и действует по законам механики, как различные устройства типа фонтанов или часов. По нервам-трубочкам от органов чувств в мозг передаются животные духи, которые затем идут к мышцам, заставляя их напрягаться и выполнять ответное действие. В этой схеме Декарт предугадал явление рефлекса, открытое намного позже. Французский философ может по праву считаться родоначальником физиологической психологии.
Кроме телесного механизма у человека, в отличие от животных, есть душа, наделённая способностью мыслить. В том, что человек мыслит, сомневаться не приходится — ведь сомнение уже само по себе является мышлением. Отсюда и знаменитая формула Декарта — «мыслю, следовательно, существую» (лат. cogito ergo sum). Первое, что человек обнаруживает в себе, — это собственное сознание. То, что подвластно сознательному анализу, и есть душа. В процессе мышления мы не только понимаем, но и желаем, воображаем, чувствуем, устанавливаем связи между идеями. Они могут рождаться из чувственного опыта или при общении с другими людьми, но такие идеи часто ошибочны и служат даже помехой в поисках истины. Основополагающими и безусловно верными являются идеи врождённые, несводимые к опыту: понятие числа, бытия «Я», Бога.
Таким образом, Декарт предложил новое решение вопроса о предмете психологии — это сознание. Его подход во многом определил дальнейшее развитие науки. Только три века спустя психологи пришли к выводу, что сознание всего лишь часть человеческой психики и во многих случаях занимает весьма скромное место в жизни души.
Ещё одной значительной вехой в постижении психики стало учение английского философа Джона Локка (1632—1704). Его называют основателем общей психологии. Локк категорически возражал против врождённых идей как основного содержания разума. Знание, утверждал он, основано на опыте, источник знания — во внешнем мире.
Я Латинизированное звучание фамилии Декарта — Картезий, отсюда название его учения — картезианская философия.
Разум новорождённого — чистая доска {лат. tabula rasa), и только с помощью опыта он приобретает содержание, идеи. Благодаря органам чувств мы получаем впечатления о действительности. Так возникают простые идеи, которые, связываясь, складываются в сложные. Работа ума познаётся с помощью рефлексии (осознания того, как мы мыслим и чувствуем). Следовательно, деятельность души происходит на двух уровнях: первый составляют процессы восприятия, мысли, желания, второй — наблюдение и анализ этих феноменов. Первый уровень присущ всем — и взрослым, и детям. Второй требует специальной организации мышления и предполагает определённую душевную зрелость.
 
Идеи Локка положили начало принципу ассоцианизма (от лат. associatio — «соединение»), на котором строились психологические учения XVIII и XIX вв. Общие аспекты ассоцианизма, послужившие отправной точкой для научного развития психологии, таковы. Душа стала пониматься как сознание, доступное изучению. За основу душевной жизни были приняты простые элементы, проистекающие из чувственного опыта. Из простых идей путём ассоциаций образуются более сложные. Познание души возможно путём самонаблюдения, осуществляемого с помощью рефлексии.