Рождение науки. Психология.

Возникновение психологии как самостоятельной научной дисциплины связано с именем немецкого учёного Вильгельма Вундта (1832—1920). В 1879 г. он открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию. Это было время поразительных успехов физики, химии, физиологии, медицины. Вундт хотел построить новую дисциплину по их образцу. Он принял логику развития естественных наук, считая, что для понимания строения материи необходимо знать, какие частицы её составляют. Значит, чтобы понять, как устроено сознание, нужно выявить его элементы и установить связи между ними. Приступая к решению этой задачи, Вундт взял на вооружение принципы ассоцианизма. Направление, основоположником которого является немецкий психолог, получило название структурализма, а разработанная им теория — теории элементов сознания.

Вундт считал, что психологам следует обратиться к непосредственному опыту человека. Когда кто-то смотрит на яблоко и говорит: «Оно круглое и красное», акт восприятия обращен не к постижению красноты и округлости плода. Сказывается влияние прежнего опыта — ведь глядящий на яблоко знал об этом предмете и его обычных свойствах прежде. Только непосредственный опыт свободен от прошлых знаний и интерпретаций (толкований), а потому незаменим при изучении сознания.

В своей лаборатории Вундт начал использовать метод интроспекции (в буквальном переводе с латыни
свободен от прошлых знаний и интепретаций (толкований), а потому незаменим при изучении сознания. В своей лаборатории Вундт начал использовать метод интроспекции (в буквальном переводе с латыни «смотрение внутрь») — наблюдения за собственным сознанием и выделения его элементов. Испытуемому предъявляли какой-либо внешний раздражитель, и он должен был детально анализировать возникающие ощущения: вычленять их элементы, фиксировать длительность и интенсивность. Например, при демонстрации красного яблока отчёт мог выглядеть таким образом: "Возникает ощущение круглости, сильной красноты, покрывающей округлость, приятное чувство удовольствия в связи с предполагаемым вкусом...".
Лаборатория в Лейпциге стала первой экспериментальной базой научной психологии и местом подготовки психологов из разных стран. Вундт основал журнал «Философские исследования», целиком посвященный, несмотря на название, психологии. Достижения учёного дали мощный импульс возникновению экспериментальной психологии. Однако взгляды Вундта подвергались серьёзной критике ещё современниками. Наиболее уязвимым был метод интроспекции. Отчёты о наблюдении за своим сознанием при предъявлении одного и того же раздражителя у разных людей значительно расходились. При этом по сумме описанных ощущений не удавалось понять, о каком объекте идёт речь. По-прежнему возникал вопрос: являются ли рассказы испытуемых отражением сиюминутных ощущений, или они — результат восприятия, на которое всегда влияет прошлый опыт. Если второе, то избирательность и субъективность неизбежны. Ведь мы воспринимаем в первую очередь то, что нам хорошо знакомо, игнорируя реальные качества предмета. Кроме того, сам процесс наблюдения за собственными ощущениями лишает их непосредственности, а то и полностью убивает: если следить за красотой своего почерка, легко потерять мысль изложения.
В I860 г. произошло важное в истории психологии событие — увидела свет работа немецкого учёного Густава Теодора Фехнера (1801 — 1887) «Элементы психофизики». В ней было опровергнуто убеждение, что между идеальным и материальным (мыслью и телом) нельзя установить количественную взаимосвязь. Убеждение это укоренилось в науке ещё со времён выдающегося немецкого мыслителя Иммануила Канта (1724— 1804), который считал, что психологию невозможно построить как естественно-научную дисциплину, ибо в ней неприменима математика. Фехнер предположил, что материальное и идеальное составляют части единого целого. Главная задача — определить границу между ними. Процесс возникновения любого внутреннего образа он представил в последовательности: раздражение возбуждение - ощущение суждение. Раздражение — явление из области физики, возбуждение — физиологии, ощущение — психологии, суждение — логики. Следовательно, граница между материальным и идеальным проходит там, где возникает ощущение.
Фехнер открыл, что при нарастании раздражения (например, громкости звука, тяжести, освещённости и т. д.) уровень ощущения будет увеличиваться не пропорционально. Так, если к ноше в пять килограммов добавить ещё один, разница в весе чувствуется сильнее, чем при добавлении того же килограмма к десяти. Другой пример: если к звуку одного колокольчика присоединить второй, разница в ощущениях будет больше, чем при добавлении колокольчика к десятку уже звенящих. Фехнер доказал, что при повышении интенсивности раздражения в некоторое число раз сила ощущения кажaдый раз увеличивается на некоторую величину. На языке математики это означает: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражения. Тем самым учёный впервые вывел строгую зависимость мевду физическими и психическими явлениями.
Фехнер предложил два способа измерения ощущений. Первый определял абсолютный порог чувствительности, т. е. фиксировал момент возникновения ощущения при постепенном увеличении интенсивности раздражителя, например, когда человек начинает слышать звук колокольчика. Второй способ позволял найти относительный (дифференциальный) порог чувствительности: меру изменения силы раздражителя, при которой отмечается изменение ощущения. Например, насколько нужно увеличить яркость лампы, чтобы человек почувствовал разницу в освещении (см. статью «Восприятие»).
Труды Фехнера развеяли миф о невозможности точного и объективного измерения психических явлений и стали фундаментом одного из направлений современной психологии — психофизики. Вундт указывал на то, что открытия Фехнера позволили экспериментальной психологииф одержать первые победы. Почему же основоположником научной психологии считают Вундта, а не Фехнера, чьи исследования опубликованы на 15 лет раньше? Дело в том, что Фехнер не стремился заложить основы новой области знаний, а лишь пытался понять соотношение между миром физического и психического. Вундт же сформулировал цели новой науки, создал её исходную экспериментальную базу, школу единомышленников, учредил специальные журналы и образовал профессиональное сообщество. В создании научной дисциплины главную роль играет не столько тот, кто генерирует идеи, сколько тот, кому удаётся соединить все достижения и обозначить самостоятельную сферу исследований. Благодаря усилиям, энергии и таланту Вундта психология родилась как самостоятельная наука.