Психосоциальная реабилитация семьи, воспитывающей  ребенка-инвалида как социально-педагогическая проблема

(часть 2)
Часто семьи тратят много сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью. Нередки случаи, когда родители, ожидая насмешек и сочувствия, стесняются выходить на прогулку с малышом и делают это «крадучись», «тайком», в темное время суток вдали от людей. Они чувствуют себя людьми, которых наказали за какую-то в действительности совершенную или воображаемую ошибку, испытывают бессознательные чувства стыда и вины. В результате утрата контактов, семья становится малообщительной. К сожалению чаще всего круг общения сужается.

На взаимоотношения между больными и здоровыми членами семьи большое внимание оказывает негативное отношение окружающих к инвалидам. Все эти причины влекут за собой возникновение в семье конфликтов, угнетенное состояние и стрессы, и как следствие – формирование неблагоприятного фона для развития больного ребенка.

Как подтверждают опытные психологи и реабилитологи, семьи с такими детьми решать собственные проблемы без высококвалифицированной помощи специалистов оказываются не в состоянии.

Однако пока еще многие семьи не пользуются даже той профессиональной помощью, которая есть в наличии. Возможно, это происходит из-за недостатка информации (родителям просто трудно сориентироваться в меняющихся условиях) или из-за того, что общество в целом по-прежнему негуманно относится к детям с нарушениями развития  и их семьям.

Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи. Однако некоторые специалисты отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета.

Вызвано это во многом тем, что наше общество, к сожалению, не подготовлено к восприятию таких детей. Существует своеобразная «психологическая стена» между здоровыми людьми и людьми, имеющими ограниченные возможности. От этого страдают  не только больные дети, но и все общество, поскольку при таком отношении людей возрастает моральная черствость к несчастью другого человека и к незащищенным слоям населения в целом.

При изучении социальной дистанции обнаруживается, что здоровые предпочитают такие ситуации общения с инвалидами, которые не требуют тесных контактов. Ситуации, требующие близких контактов, чаще вызывают негативное отношение. С одной стороны инвалиды воспринимаются как отличающиеся в худшую сторону, а с другой – как лишенные многих возможностей, что порождает неприятие и даже враждебность, которые сосуществуют с симпатией и сочувствием. Это дает надежду на улучшение взаимоотношений инвалидов и здоровых людей, ломку негативных стереотипов.

При всем этом важно помнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.

Для того, чтобы жить, как и другие люди, семьи, воспитывающие детей-инвалидов нуждаются в:

-дружелюбном и понимающем окружении;

-заинтересованном и хорошо обученном обслуживающем персонале;

-ученых и специалистах, которые постоянно претворяют в жизнь основы и концепции помощи этим семьям;

-политике, которая защищает их права;

-законодательстве, которое гарантирует равноправие;

-властях, которые видят за каждым «случаем» человека;

-обществе, которое поймет эту проблему.

Быть равными – это нормально, потому что каждый – единственный и неповторимый.
Дети не – маленькие взрослые, с ними нужно общаться на их языке и находить подходящий способ.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дети-инвалиды чувствуют себя в безопасности в своей семье. Поэтому очень важно, чтобы семья могла жить без чувства вины и без чувства обделенности, без страха, была принята обществом и с уверенностью в том, что их ребенок будет окружен заботой.

Как и другие, эти дети хотят развиваться, посещать сады и школы, играть и учиться с другими детьми, найти друзей, планировать свое свободное время, быть творческими личностями, радоваться игре и спорту, взрослеть и найти веру.

В последние годы созданы территориальные центры социального обслуживания населения, которые осуществляют социально-реабилитационные услуги – помощь в психолого-педагогической реабилитации и адаптации семей, воспитывающих ребенка-инвалида.     

Также в каждом районе г. Минска  Социально-педагогические и коррекционно-развивающие центры, на базе которых организованы группы дневного пребывания для детей-инвалидов.  В этих учреждениях помимо медицинских программ реабилитации в настоящее время вводятся программы развития познавательных возможностей детей и подростков, привития трудовых и социально-бытовых навыков и умений. В частности для детей с физическими нарушениями апробируются программы по развитию навыков самообслуживания, бытовой ориентации, формирования элементов нравственного воспитания, основ этического воспитания.

Все больше растет число реабилитационных центров. В  рамках психолого-педагогической помощи реализуются индивидуальные реабилитационные программы детей средствами образования. Негативными моментами данной формы обучения являются трудности, связанные с транспортными неудобствами и короткой продолжительностью пребывания детей в условиях центров.

Таким образом, права детей в последнее время находятся в центре внимания почти всех государств мира. Права ребенка исходят из общепринятых прав человека и обозначают, прежде всего, осознанную ответственность взрослых за жизнь, развитие и жизнедеятельность детей с ограниченными возможностями.

Однако барьеры социальной инфраструктуры ставят их в неравные условия с людьми без ограничений. Права у всех одинаковые и мы должны по возможности как можно реже относиться к людям с умственными или физическими ограничениями как к отдельной категории граждан.

Право на труд и свободный выбор профессии – это основополагающее право человека во многих странах мира до сегодняшнего дня либо вовсе не находит применения, либо оно весьма ограничено для людей с умственными или физическими ограничениями. Государство несет ответственность за то, чтобы и для этой группы населения стали возможными рабочие места, но практика показывает, что из проживающих в Беларуси 412981 людей с ограничениями, работают только 17,7 %. Действующие нормативные документы не располагают к стимулированию создания рабочих мест на предприятиях. Исходя из международного опыта и анализа ситуации в республике, существует два основных способа мотивации предприятий к найму инвалидов: налоговые льготы и компенсация за приспособление рабочих мест. Проблема в том, что льготные условия  по налогообложению предоставляются в том случае, если на предприятии работает 50 % инвалидов от общего количества работников. Должен быть социальный заказ от государства, а также чтобы потом получить компенсацию, необходимо заранее, за год до планируемого создания рабочего места, согласовать и подать заявку на возмещение финансовых затрат в местный центр занятости. В связи со всеми этими процедурами у работодателя нет  стимула для создания рабочих мест.

Для большинства 55 % подростков и молодых людей, имеющих среднюю и тяжелую степень ограничений, трудоустройство по нашему законодательству имеет жесткие ограничения. Для того чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону в нашей республике, необходимо поддерживать деятельность пилотных проектов [46, 56].

В настоящее время в Беларуси нет налаженной системы работы мастерских, и только общественные организации делают  первые шаги в ее создании.

В нашей стране чаще всего стоит знак «равно» между терминами «инвалидность» и «нетрудоспособность». Такая ситуация совершенно неприемлема для организации социальной защиты инвалида в рыночных условиях, так как за инвалидностью практически всегда стоит небольшая пенсия и определенные льготы, что делает усилия по реабилитации тщетными и безрезультатными.

Реализация мероприятий, предусмотренных в социальных программах, должна привести к качественному изменению положения детей-инвалидов в структуре общества Республики Беларусь.      

Целью использования всех этих законов является снижение дискриминации по отношению к людям с умственными и физическими ограничениями. Это равновесие, к которому мы должны стремиться.

Анализ первой главы подводит нас к выводу, что сущность психосоциальной реабилитации заключается в восстановлении способности семьи к социальному функционированию, к созданию независимого образа жизни, установлению связей в обществе, способствующие их полноценному развитию и как механизм создания равных возможностей. Достижение этого благополучно интегрирует семью в общество.

На наш взгляд, для того чтобы изменить ситуацию в Республике Беларусь необходимо продолжать и совершенствовать меры по экологической безопасности и проводить профилактическую  работу среди детей и взрослых  по  здоровому образу жизни и правильному питанию. В сознании каждого беларуса должна быть главная идея: «Здоровое население –  богатая страна».