Практика психосоциальной реабилитации семьи, воспитывающей  ребенка-инвалида

Практическая значимость исследования состоит в разработке предложений  по совершенствованию психосоциальной реабилитации и социальной защите семей, воспитывающих ребенка-инвалида.

В рамках изучения проблемы нами проведено анкетирование с двумя группами: родителями, воспитывающих детей-инвалидов (20 человек), а также с родителями здоровых детей 4-5 летнего возраста  в группе детского сада (20 человек). (Приложение  2)


Исследование показало следующие результаты:
На вопрос достаточно ли освещаются проблемы детской инвалидности в средствах массовой информации 100% - родителей детей-инвалидов, а также все родители здоровых детей ответили, что данные проблемы на их взгляд не освещаются.
99 % родителей детей-инвалидов не владеют информацией о законах, защищающих их права.

По опросу выяснилось, что служб и организаций, оказывающих помощь семьям, имеющим ребенка-инвалида не достаточно.

Жизнь семьи, воспитывающей ребенка-инвалида оценивается как одной группой, так и другой группой – неудовлетворительно (100 %). Родители здоровых детей понимают, что при такой проблеме полноценной жизни очень трудно добиться.

На вопрос «Какое отношение к детям-инвалидам Вы ощущаете со стороны окружающих?»: 100 % родителей детей-инвалидов ответили, что отношение к их детям или отрицательное или равнодушное. Родители же здоровых детей наблюдают: 45 % видят положительное отношение к детям-инвалидам, 5 % - отрицательное и 50 % - равнодушие. Сами родители здоровых детей на вопрос «Какое отношение у Вас к детям-инвалидам?» ответили: 92 % - положительно, 3 % - отрицательно и 5 % - равнодушие. Но, на вопрос «Хотели бы Вы, чтобы ваши дети обучались вместе с детьми-инвалидами?  (в одной группе или одном детском учреждении) », родители здоровых детей ответили так: 68 % - да, 32 % - нет. Мы видим достаточно большой процент согласия, но  никто из них не согласился на обучение своих детей в одной группе с детьми-инвалидами, согласны только на обучение в одном учреждении. Несогласившиеся причину отказа не указали. Родители детей-инвалидов все 100 % хотели бы совместно обучать своих детей со здоровыми.    

На вопрос «На Ваш взгляд общество готово принять детей-инвалидов такими, какие они есть?». Все 100 % родителей детей-инвалидов считают, что общество не готово и это положение вопроса останется неизменным. Родители здоровых детей: 31 %  считают, что готово, а 69 % считают, что  нет.

Исследование показывает, что 50 % женщин, имеющих ребенка-инвалида разведены, также 48 % женщин вынуждены были бросить работу из-за необходимости по уходу за своим больным ребенком. 84 % семей с ребенком-инвалидом  испытывают не понимание в семье и только у 16 % семей отношения хорошие.

Услуги психолога необходимы 64 % семей, а 36 % семей считают, что со своими проблемами в состоянии справиться сами или проблем у них нет.

67 % семей из-за того, что их ребенок является инвалидом и по отношению к нему необходимо уделять много времени, больше не решились иметь детей. И только 25 % несмотря на то, что первый ребенок  инвалид решились на второго. В 8-и % случаев ребенок-инвалид является младшим.

На вопрос «В контакте с какими людьми Вы особенно нуждаетесь?» родители детей-инвалидов ответили: с искренними, добрыми, а также  с представителями власти, которые бы понимали и помогали таким семьям в решении проблем.

Эти семьи беспокоятся за будущее своего ребенка, так как не видят перспективы, есть только неизвестность, которая ожидает их детей.     

В ходе беседы выяснилось, что до рождения их детей в семье было много близких друзей. С рождением ребенка с ограниченными возможностями почти все друзья перестали общаться с этой семьей, объясняя это тем, что не желают видеть такого ребенка. Посторонние люди не знающие ситуации в семье считают, что результатом рождения  ребенка-инвалида является следствием того, что в семье существует какая-то патология, будь то:  больные родители, алкоголики или наркоманы. На улице этих детей нестесняясь откровенно рассматривают, что ставит родителей в неудобное положение.

Что касается образования, то учителя, приходящие на дом для обучения детей-инвалидов почти каждый год меняются. Это связано с тем, что тяжело обучать детей с задержкой в развитии, или не каждый психологически выдержит общение с таким ребенком.

Существует также проблема в здравоохранении. Путевки на санаторное лечение если дают, то в то время года и в те санатории, когда там меньше отдыхающих, мотивируя это тем, что психику других отдыхающих нельзя травмировать увиденным.

Приведенные данные еще раз подтверждают, что сложившаяся десятилетиями ситуация до сих пор не разрешима. Основной процент общества считает, что готов к социальной интеграции детей-инвалидов, однако существует элемент противоречия в расхождении слова с делом.