Модель психосоциальной реабилитации

I.     Раннее вмешательство включает:
1) Работа в родильных домах.
Раннее выявление, еще в родильном доме или детской поликлинике, среди новорожденных всех детей с  патологией и оказание им специальной помощи.
С целью реализации прав ребенка на проживание в семье путем создания системы по предупреждению отказа от ребенка с особенностями в развитии до 12-и месяцев и предотвращению его определения в детский дом. Одним из важнейших факторов успешной реабилитации детей-инвалидов является их семья.
2) Диагностика.   
Необходима диагностика на генетическом уровне будущих родителей.   Во время беременности находиться под наблюдением врача.
Ответственность родителей и специалистов становится особенно серьезной, когда ребенок имеет тяжелое заболевание в раннем возрасте. Диагностика состояния здоровья и развития маленького ребенка, пока не исполнилось 3-х лет, важна с точки зрения планирования комплексной помощи ребенку и семье. В возрасте до 3-х лет многие нарушения развития могут быть компенсированы или тяжесть их уменьшена.         

Дело в том, что дети, чье развитие существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание второй группы, как и понимание того, что эти дети нуждаются в помощи, может быть затруднено. Вот почему столь важно производить регулярное обследование ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же, как только появляются первые признаки нарушения развития.

Основная цель диагностики и помощи ребенку связана с обеспечением его социального, экономического, интеллектуального и физического роста, достижением максимального успеха в раскрытии возможностей и в том, чтобы не допустить возникновения вторичных дефектов у детей с нарушением развития.

Вторичные дефекты возникают либо после неудач, ошибок медицинской практики, обучения или психосоциального консультирования ребенка, либо в результате искажения взаимоотношений ребенка и семьи. Если семье удастся достичь понимания и приобрести навыки общения в соответствии с особенностями ребенка, это исключит дополнительные, вредные для него воздействия.

Раннее выявление патологии психического и речевого развития и своевременное коррекционно-педагогическое воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяет уменьшить, а в некоторых случаях и исключить психо-речевые нарушения у детей  в старшем возрасте.

3) Помощь родителям в адаптации.

Осуществление поддержки семьи через организацию таких мероприятий, как семейный патронаж; работа практического психолога (психотерапевта) с семьей; координация деятельности всех социальных институтов в оказании комплексной помощи семье и ребенку; влияние на создание благоприятного микроклимата в семейно-соседском окружении; обучение родителей приемам и методам реабилитации.

Расширение информированности родителей о потенциальных возможностях ребенка, о его перспективах в различных аспектах реабилитации.

Помочь понять родителям ситуацию, подвести их тому, чтобы они сами проявили желание помочь своему ребенку и стали активными участниками в этом процессе. Необходима постоянная помощь психолога для установления межличностных отношений в семье. Задачей психотерапевтической работы является прежде всего нормализация взаимоотношений внутри семьи, выработка единого и адекватного понимания проблем ребенка.

Консультирование специалистами родителей, а также имеет место консультирование родителями специалистов (их взгляд на предложенные методы).

Расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь.

4) Развитие сенсорного восприятия.

Первый год жизни ребенка является основой для его адаптации к окружающему миру, существованию в социуме. Важным на первом году жизни является развитие сенсорных и моторных функций, являющихся базой становления психических процессов.  

Сенсорное – воспитание – это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности, познание многообразия окружающих предметов, их свойств, отличительных признаков.Это основа познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

В первые месяцы жизни особое значение имеет сенсорное воспитание. Сенсорные функции развиваются в тесной взаимосвязи с двигательными навыками.

Успешность физического, умственного  и эстетического восприятия в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития.       

В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно-предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь.

Во многих социально-реабилитационных центрах организованы сенсорные комнаты, в которой есть набор специализированного оборудования, основными элементами которого являются:

- напольные и настенные покрытия, различные коврики, пуфики, подушки разных размеров и цветов;

- тактильная панель с набором материалов различных текстур, которые можно осязать и применять в игре;

- множество емкостей с крупами, бобовыми, семенами, имеющими различную форму и поверхность;

- сухой бассейн, заполненный цветными шариками;

- разные музыкальные инструменты, с помощью которых ребенок учиться различать звуки;

- стенды с крючками, пуговицами, кнопками, бантами, шнурками и т.д., для развития навыков самообслуживания;

- домики, в которых любят находиться самые маленькие.

Ребенок самостоятельно вибирает то, что ему интересно. Если же ребенок не в состоянии проявить активность, то специалист сам демонстрирует и наблюдает за его реакцией. Занятия могут проходить в виде игры или сказки.

Для нормализации нарушенного мышечного тонуса, снятия психического и эмоционального напряжения является – релаксация. В качестве релаксации используются:

- музыкальное сопровождение (плавные мелодии, звуки природы – шум моря, ветра);

- применение цветотерапии – использование зеленого, голубого и синего для успокоения;

- ароматерапия;

- удобное кресло, кровать, матрац;

- применение различного успокаивающего освещения, релаксационных приборов.

Не каждая семья может посещать такие центры, так как не в каждом районе они есть. В этом случае при желании родителей каждый может у себя дома организовать для своего ребенка уголок с аналогичными приспособлениями.

Процессы ощущения и восприятия нарушены, задерживается развитие всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому важно развивать их.   В играх, на прогулке, ИЗО, труда, учить вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы на ощупь.

5) Создание групп взаимопомощи.  Здесь устанавливаются контакты между семьями, имеющими одинаковые проблемы.

Групповая терапия позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение. Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры (участие в споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографии, обсуждение проблемы и т.д.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения анализа, тренировки определенных типов поведения. Таким образом, групповой опыт оказывает помощь человеку понять проблему.    

II.       Интеграция в дошкольные учреждения:  

1) Установление отношений в детском коллективе.       

В общении реализуются социальные отношения людей, раскрывается внутренний мир человека, его индивидуальные особенности, проявляется характер, культура, интеллект. В результате общения с другими людьми человек становится личностью. Обмен информацией, влияние друг на друга, познание друг друга.  

Более эффективно контакты с другими детьми  налаживаются в раннем возрасте. Ребенок, находясь среди детей, может ощущать, что он не такой как другие, но его переживания в связи с возрастными особенностями еще недостаточно глубокие, адаптация происходит менее болезненно и быстрее. Здоровые же дети, если сегодня они могут смеяться над таким ребенком, то завтра они могут ему помочь. Именно в таком возрасте дети проявляют гуманность по отношению к слабому.

2) Психотерапия. Необходимо создать систему активной жизнедеятельности ребенка, позволяющей наиболее полно использовать его индивидуальные возможности в целенаправленном и комплексном развитии. Главное в системе заключается в том, чтобы ребенок оказался его активным участником.

Наиболее приемлемой для решения этой задачи является игровая деятельность. Участие в таких играх вместе со здоровыми сверстниками поможет больному ребенку обрести уверенность в себе и завоевать определенный авторитет в детском сообществе.

К средствам реабилитационного воздействия относится психотерапия, которая на данном этапе включает в себя:

- Игротерапия – это метод коррекционного воздействия на детей с использованием игры. Игра и учеба – единое целое. Для детей игра – серьезное, полное смысла занятие, которое способствует их физическому, психическому и социальному развитию. Игровое взаимодействие проходит на познавательном, поведенческом и эмоциональном уровнях и осуществляет свое лечебное воздействие через эмоциональную поддержку, обратную связь и игровую активность. В игре ребенок набирается опыта. Он постигает особенности вещей, распознает их связи, учится размеренно применять свои силы. Игра для ребенка является формой реализации активности и сферой жизнедеятельности, где он получает удовольствие. В игре ребенок шаг за шагом познает сам себя, свое окружение, свою роль в этом окружении, приучает его к целенаправленной деятельности, развивает мышление, память, речь, эмоции. Чем ближе стоит игра к реальной жизни ребенка, тем активнее стремиться он принять участие в делах. Игра развивает умение работать, тренирует активность, сосредоточенность, терпение. Уважение, терпимость по отношению к другим, такт, готовность помочь – такие качества могут развиваться во время игры. Детские игры – одна из основных форм человеческого поведения. Это – основное содержание дня ребенка. Особое значение для развития ребенка имеет ролевая игра, где все роли распределены и происходит общение друг с другом, тем самым осваивается социальное поведение, взаимодействие друг с другом. Применение лечебной физкультуры в виде состязаний, игр приветствуется детьми.  Сегодня это развитие необходимо, чтобы создать ребенку хороший старт в жизнь. Благодаря игре происходит дальнейшее развитие личности.  

- Арттерапия – терапия  искусством. Основная цель ее в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.  

Творческая деятельность в любом виде должна быть доступна детям. Ошибочно считать, что в сфере искусства они будут только берущими. Выражая свои ощущения, потребности, желания и фантазии, они открывают нам новый способ видения. Своей доброжелательностью мы поддержим их желание добиться определенной, возможно очень важной для них цели. Осуществление собственных идей и возможностей означает, напротив, приобретение большей свободы и самостоятельности.

Художественное творчество рекомендуется и как средство для объединения детей с ограничениями и без них, именно в нем прежде всего представляет ценность не столько интеллектуальные достижения, сколько творческий дар, через который общность между детьми появляется гораздо быстрее. В искусстве все равны. Занятия искусством являются мощным средством реабилитации.

- Рисование – позволяет свободно выразить мысли и чувства, быть самим собой, понять самого себя. Для успешного овладения изобразительной деятельностью в частности рисованием, необходимо развитие у ребенка целого ряда способностей, среди которых важное место занимает сенсорные, а именно: зрительное и осязательное восприятие предметов.

Правильно изобразить предмет ребенок  может только тогда, когда представляет его себе, когда владеет комплексом движений,   которые позволяют ему передать форму предмета и другие его особенности. Эти два процесса тесно связаны между собой, и развитие способности только в одной области не обеспечивает успешного овладения графической деятельностью.         

- Конструирование – основной вид продуктивной деятельности,    являющийся сложным процессом, который успешно формируется в дошкольном возрастном периоде. Обучение конструированию способствует умственному развитию ребенка, развивает его способность к точному расчленению целого на отдельные элементы, формирует глазомер у ребенка и положительно сказывается на произвольной регуляции процессов внимания и памяти.

- Музыкотерапия используется в коррекции эмоциональных отношений, страхов, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Пение, танцы, ритмичные игры, также и как музыкальный фон во время какого-нибудь занятия, не развивает умственных способностей. Их предназначение другое – стимулировать настроение и движение, способствовать развитию общительности и таким образом преодолевать изолированность. Облегчается преодоление отчужденности и колебаний настроения. Тренируется речь и слух. Формы использования музыкотерапии разнообразны: пение; танцевальные движения; ритмичное музицирование на треугольнике, барабане, духовых инструментах.

- Библиотерапия  с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния. Восполняет недостаток собственных  образов и представлений, направляет мысли в нужное русло.

- Сказкотерапия для интеграции личности, развивая творческие способности, расширяя сознание, совершенствование взаимодействия с окружающим миром.

- Куклотерапия   для улучшения социальной адаптации. Идентификация ребенка с любимым героем.

- Танцевальная развивает осознание собственного тела, позволяет развить навыки общения. В основном применяется в групповой работе.

3) Навыки самообслуживания.
Благоприятно сказывается пример для подражания. Подражательность выступает главным движителем ребенка. Именно здесь начинает проявляться самостоятельность, усвоение социального опыта. Такая деятельность обладает значительным потенциалом в развитии, реабилитации ребенка. Как результат реабилитационной работы – он может максимально приблизиться в развитии к своим нормально развитым сверстникам.

Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребенка от окружающих, но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии и формированию общей структуры деятельности, создает важные предпосылки обучения другим видам деятельности.

Необходимо поощрять каждую попытку ребенка что-то сделать самому. Никогда не помогать в том, что он уже может сделать сам. Важно подобрать доступное для него занятие и запастись терпением.

III. Интеграция в школьные  и образовательные учреждения:

В системе образования интеграция означает возможность минимально ограничивающей альтернативы (т.е. выбора) для лиц с особыми образовательными потребностями: получение образования в специальном  (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в общеобразовательном учреждении общего назначения.

Общей целью школьного воспитания является возможность предложить детям те или иные формы учебы и развития, которые в соответствии с их потребностями способствуют им активно принимать участие в общественной жизни. В связи с этим совместные занятия открывают всем детям независимо от того, ограничены ли их возможности или нет, новые жизненные шансы до сих пор для них недоступные. Что касается здоровых учеников, то у них появляются шансы вынести много нового и полезного из такого рода совместных занятий. Сталкиваясь с реальными ситуациями в повседневной жизни, они с помощью педагогов смогут приобрести компетентные знания в тех областях, которые иначе остались бы для них закрытыми, способность общаться со слабыми и больными на равных и без предрассудков. Тот факт, что здоровые дети в классах с совместным обучением в различных областях получают знания не хуже, чем если бы они учились в обычных классах, был между тем научно доказан.


При условии соблюдения особых педагогических стандартов совместное воспитание детей как с отклонениями так и без них позволяет подготовить их к социально ответственному образу жизни в будущем. Таким образом, оно вносит важный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии общества.

1) Индивидуальные программы. Обеспечение интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии в среде здоровых сверстников в соответствии с индивидуальными программами обучения, включающими обучение социально значимым навыкам и стандартам поведения в обществе. Важнейшим фактором квалифицированной помощи детям с особенностями развития является признание разнообразия их нужд и потребностей, необходимости личностно-ориентированных обучения, коррекции и реабилитации. Отсюда вытекает целесообразность создания для отдельных школьников адаптированных учебных программ (или разработка индивидуальных программ), что возможно при условии выявления познавательных возможностей и сформированности учебных умений у каждого конкретного ребенка с нарушенным развитием.

Благополучие детей-инвалидов во многом зависит от получения ими полноценного образования. Создание специальной образовательной системы должно базироваться на моральной, политической и экономической основах.

В нашей республике с учетом концептуальных подходов и существующих в разных странах мира форм  интегрированного обучения этой категории детей в начале 90-х была создана экспериментальная модель интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательных школах и учебных заведениях. Необходимо, чтобы эта модель имела место и в настоящее время.      

Суть интегрированного подхода заключается в том, что детям с отклонениями в развитии  создаются равные возможности с их здоровыми сверстниками в получении образования, необходимо для их адаптации и полноценной интеграции в общество.

2) Государственная программа в поддержку поступающих молодых инвалидов в средне-специальные учреждения и в ВУЗ.

Необходима поддержка государства молодых инвалидов в поступлении в средне-специальные учреждения и в ВУЗы. На сегодняшний день есть средне-специальные учреждения, в которых образованы группы для инвалидов. Также следует отметить необходимость волонтерской помощи в профориентации и психологической поддержке перед поступлением в ВУЗы и колледжи, так как  их опыт  как старшего товарища, а может быть и друга является значимым для человека, который только начинает совершать первые шаги  во взрослую жизнь.