Опытно-эспериментальная работа психосоциальной реабилитации.


Некоторые элементы данной модели послужили практической частью дипломной работы. Исследования проводились на базе Республиканского научно-практического Центра детской онкологии и гематологии (РНПЦДОГ)

Республиканский научно-практический Центр детской онкологии и гематологии (РНПЦДОГ) принял первых пациентов в сентябре 1997 года. Основная задача Центра – оказание медицинской помощи и психологической поддержки пациентам с онкологической и гематологической патологией. Здесь лечатся дети в возрасте от нескольких дней до 18 лет. Одновременно в стационаре находится на лечении до 150 детей (в семи стационарных отделениях: онкогематологические отделения для детей младшего и старшего возраста.

Психологическая поддержка детей, подростков и их семей осуществляется социально-психологической службой Центра.

Основные цели и задачи психологической службы:
- оказание в полном объеме и на всех этапах лечения психологической помощи детям и их родителям (профилактика, просвещение, диагностика, коррекция);
- проведение научных исследований (анкетирование детей и родителей, тестирование, соцопросы и др.) с дальнейшим использованием полученных результатов на практике;
- разработка и внедрение новых психодиагностических и психокоррекционных методов в практику.

Задачи психокоррекционной и психотерапевтической работы:
- помочь родителям и детям в объективном восприятии ситуации;
- повысить уровень информированности о данном заболевании;
- помочь избавиться от чувства страха и тревоги;
- помочь избавиться от комплекса вины;
- сокращение времени адаптации ребенка в клинике;
- научить способам коммуникации;
- раскрыть творческие способности родителей и детей;
- помочь найти ресурсы для благополучного излечения.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Работа строится по следующим направлениям:

1. Проведение психологического диагностирования семьи;
2. Разработка основных направлений работы;
3. Использование психокоррекционных и психотерапевтических приемов, направленных на оказание помощи в адаптации семьи к условиям стационара.

Состояние проблемы семьи, находящейся в клинике представляет собой:

При обращении к психологу в качестве основных жалоб у родителей детей с онкологическим заболеванием отмечались нарушения невротического плана: 1) тревожно-фобические расстройства, навязчивости (ритуалы, «защищающие» ребенка от рецидива; распространены идеи «искупительной жертвы»); 2) депрессия, часто с идеями самообвинения; 3) эмоционально напряженные отношения с ребенком; 4) ухудшение отношений матери с близкими (особенно с супругом), одиночество.

Главными источниками психологического стресса является осознание ребенком своего заболевания, которое может явиться угрозой для его жизни, потеря органов, ампутация конечностей, все то, что приводит к инвалидизации. Также может происходить ухудшение отношений в семье, а разлука с друзьями тоже особенно тяжело воспринимается.

В рамках исследования нами было проведено тестирование по выявлению личностных особенностей, эмоциональных  и коммуникативных свойств и  определение  уровня ситуативной и личностной тревожности.  

Для диагностирования применялись методы: наблюдение, проективные методики: тест структуры интеллекта (ТСИ) Р. Амтхауэр, тест-опросник Айзенка, характерологический опросник  Г.Шмишека, шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина).

Проблемы, с которыми мы сталкнулись при проведении тестирования заключается в том, что: некоторые дети в связи с тяжелым состоянием не смогли бы выполнить задание, а ребята постарше вообще не любят таких заданий и если это не входит в обязанности психолога данного отделения, то они тем более отказываются. Досуговая деятельность их заключается в персональном компъютере.

Главной целью диагностики явилось выявленияе уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной  тревожности (как устойчивая характеристика человека).  То есть психическое состояние  подростка в условиях клиники.

Тестирование проведено в разных отделениях клиники среди пациентов от 12-19 лет (всего участников 30 человек – 100 %).  Исследования показали:

61 % - ситуативная тревожность - низкая, а личностная – умеренная;

35 % - ситуативная и личностная тревожность – умеренная;

1 % - ситуативная и личностная тревожность – низкая;

1% - ситуативная и личностная тревожность – высокая;

2% - ситуативная тревожность – умеренная, а личностная – высокая.

Также исследования показали, что высокий уровень тревожности среди исследуемых свойственен личностям с уровнем интеллекта выше среднего.

Поэтому первоначальная задача, которую ставят перед собой воспитатели, психологи и педагоги, - адаптировать ребенка к больничным условиям, расположить его, заинтересовать, снизить состояние тревожности, установить положительную эмоциональность.

Наши дети испытывают сильные болевые стрессы, многие из них частично теряют возможность двигаться. Пребывание детей в отделении доходит до полугода и более. Поэтому специалист всегда может определить, что же в настоящий момент волнует ребенка, находящегося в отделении. Средства, применяемые воспитателем, разнообразны - от чтения книг до настольных игр.  

Однако индивидуальной работы с ребенком абсолютно недостаточно – необходимо достигнуть объединения детей в группы. Как правило, по возрасту и по интересам.    

Для снятия стресса у ребенка применяем занимательные игры. Такой диапазон позволяет охватить всех детей без исключения, разных возрастов и интересов. Тяжесть заболевания накладывает отпечаток на настроения ребенка и мамы. Очень часто приходится искать подход к ребенку, убеждать его в нужности лечения и необходимости преодолевать трудности. Многие дети, особенно старшего возраста, испытывают подавленное состояние и до, и после операции, замыкаются, не верят в положительный результат, ощущают свою неполноценность.

Наша задача - найти контакт с ребенком, помочь ему выйти из такого состояния, отвлечь внимание от пессимистических мыслей, заставить поверить в себя, развить те таланты, которые заложены в нем рисованием, лепкой, музыкой, конструированием, аппликацией. Тем самым повысить его самооценку. К каждому ребенку мы стараемся находить индивидуальный подход: кого-то интересует хорошая книга, кого-то занимательная игра. В отделении работают кружки макраме, рисования, мягкой игрушки, «Умелые руки».

Особенное внимание необходимо уделять детям, лежащим без родителей. Такие дети к нам попадают из детских домов, социальных приютов или по каким-либо причинам родители не могут находиться с ребенком. Дети оказываются  совершенно в незнакомом месте. Их окружают чужие люди, и к тому же им предстоит проходить болезненные процедуры, которые они воспринимают как агрессивное проявление. Для ребенка это равнозначно утрате привычных точек опоры(если ребенок впервые в такой ситуации).  Поэтому наша работа  состоит в том, чтобы, обдумывая все то, что происходит с больным ребенком, попытаться создать лучшие условия для его развития и эмоционального самочувствия. Необходимо  создать условия, которые позволят ребенку продолжать расти, чувствовать себя личностью, создавать себя. Этих детей приходиться кормить, обихаживать, отвлекать от болей, занимать их свободное время, в общем адаптировать к новым для них условиям.