Психосоциальная реабилитация - ролевые игры.

 

Замечено, что в больнице для детей большое значение имеют ролевые игры, где они выступают на сцене в роли врача и т.п., могут кого-то изображать, кому-то подражать. Это относится к маленьким детям. Игра не является пустым, никчемным занятием, хотя долгое время считалось, что это так. Игры - это естественное, крайне необходимое занятие для детей, позволяющее им не только расти и развиваться, но и лучше понимать и оценивать действительность, мир, в котором они живут. Играя, дети часто избавляются от стрессов, так как игра позволяет им снять то, с чем они не в силах справиться в реальности, - добиться разрядки в эмоционально напряженных ситуациях. Если ребенок не играет - он находится в опасности. Как известно, игра, наряду с общением, является одним из ведущих видов деятельности.
Наши наблюдения за играми показали, что дети любят меняться ролями с медперсоналом, играть во врачей, медсестер. Таким образом, нами был использован метод куклотерапии на данном примере.

Пример применения куклотерапии в клинической практики:
В клинику поступила девочка Алина, на тот момент ей было 1,5 года.  Наблюдения за поведением показали, что у ребенка внутреннее напряжение и настороженность, направленная вовне, люди в белых халатах вызывали у нее испуг и агрессивность, с кровати не вставала, плохо кушала, в контакт входить не хотела. Все это указывало на то, что у ребенка проявления синдрома тревоги. Нами было принято решение применить куклотерапию. Некоторое время ушло на то, чтобы ребенок стал принимать наше присутствие. Кукла доктор - стала главным героем терапии. Она играла роль врача: веселая, в белом халате, всегда при себе имела сумку с необходимыми инструментами. Всех больных кукол и зверей она лечила и они выздоравливали. Алине понравилось, что доктор всегда помогает ее игрушкам. Если сначала она исполняла роль мамы, то теперь ей стало интересно самой стать доктором. Эту роль она исполняла с азартом: ставила градусник, давала таблетки, а еще лучше она делала инъекции. Также слушая  веселые стишки, рисуя каракули, она совсем изменилась. Хочется заострить внимание на том, что первое время ее каракули имели темные тона, со временем стали появляться более светлые и яркие цвета.  Алина теперь всегда ждала нашего прихода, а куклу она решила оставить себе.  Прошло время,  эта девочка выросла на наших глазах и в наших руках. Теперь она периодически нас покидает, уезжая в другую клинику, но когда она вновь возвращается к нам, чувствует она себя как дома, так как домой она еще не скоро попадет и к своим родителям ей также придется привыкать. Теперь в отделении она самая главная. Любую просьбу: принести шприцы, перчатки или еще что-нибудь всегда с удовольствием выполнит.
Таким образом, в данном случае мы смогли адаптировать ребенка к больничным условиям, расположить его, заинтересовать, снизить состояние тревожности и страха, установить положительную эмоциональность.
Куклотерапия позвляет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, она дает возможность провести «защитные» мероприятия, регулировать позиции взрослого и ребенка с целью коррекции или профилактики, до того как страхимедицинских процедур и общение с медицинским персоналом еще не стали актульными для ребенка.
Психологическая же помощь куклотерапией может быть оказана только индивидуально. Иначе начинаются очень агрессивные действия, каждый хочет присвоить себе куклу. Где эта кукла нашла применение: это коррекция поведения, тревожность, агрессия, первый приход в больницу, когда маленький человек вместо страшных людей в белых халатах встречает куклу, одетую в белый халат. Кроме того, такая необычная, очень трудная процедура как улучшение аппетита -- заставить больных детей есть после процедур невозможно, и это страшная беда. Также куклотерапия владеет способами восстановить способности ребенка к общению. Больной ребенок не должен быть пассивным потребителем, с этого начинается его конфликт с окружающим миром.
Многие психологические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся ситуации. Вербальное выражение мыслей и чувств в общении со специалистом  затруднено. Применение арттерапии позволяет разорвать этот порочный круг. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения с миром. То есть утраченные способности восстанавливаются.             
Арттерапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта в сложных ситуациях.         Метод арттерапии подтвердил свою самостоятельность, исходя из того, что основным ее принципом было одобрение и принятие творений такой деятельности,  независимо от качества и формы. Таким образом, ребенок своим произведением заявлял о себе, о таком, какой он есть на самом деле.
Болезнь, которая их постигла, иссушила, убила в них творческий потенциал, им больше не хочется ничего делать, у них нет мыслей, которые хочется выразить, нет идей и т.д.
Постепенный подход для них очень важен: сначала - не хочешь самостоятельно, пожалуйста, сядь и срисуй, не получается целиком, срисуй фрагменты. Потом он видит успех - получилось, начинает срисовывать дальше, потом следующий рисунок - опять получилось, а потом возможен следующий этап - он может не просто срисовывать, а придумать что-то новое, позволить себе - он уже не боится. Потому что болезнь -  это чувство неуверенности в себе. Они не хотят рисковать лишний раз: у них не получилось с учебой, потому что они оторваны от дома; у них не получилось с дружбой, потому что друзья далеко; у них не получилось со спортом, потому что у них нет на это сил. А вдруг и с этим не получится, а вдруг и здесь будет провал, зачем им лишний удар? И вот это срисовывание помогает не брать целиком на себя ответственность, они пользуются чьим-то, а если уж утвердились здесь, в малом, то у них уже есть возможность идти дальше.
Участники получают  очень простые и не вызывающие тревогу задания для того, чтобы освободиться от сознательного контроля.
Предложить членам группы следующий набор задач: доверять своему собственному восприятию; даватьсебе полную свободу действия с художественным материалом; делать то, что наиболее приятно, и не сравнивать свою работу с работами других; не бояться экспериментировать.
Первичные мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.
Рисование дает возможность для выражения агрессивных чувств – безопасный способ разрядки напряжения. Содержание и стиль художественной работы предоставляет огромную информацию об авторе.
Для маленьких можно применить упражнение по рисованию каракулей. Участник безо всякого плана рисует в течение продолжительного времени волнистую линию, не отрывая ручки или кисти от бумаги. Цель этого упражнения – дать участнику возможность спонтанно выразить свои эмоции. По мере выполнения упражнения проявляются подсознательные компоненты психики участника. Затем участник в течение некоторого времени смотрит на рисунок и пытается понять, не могут персонажи в его подсознании.

Арттерапию можно проводить как индивидуально, так и в группе.
Групповая работа имеет два этапа:
1-ый - установление доверительных отношений.
2-ой – коррекционный.
Нами составлена и предложена коррекционная программа для детей младшего школьного возраста, с целью снижения уровня тревожности. (Приложение 4)
Цель коррекционной программы: помочь избавиться от чувства страха и тревоги.
- сократить время адаптации ребенка и его семьи в клинике;
- научить способам коммуникации;
- раскрыть творческие способности родителей и детей.

Форма работы: групповая и индивидуальная.
Общее время: 5 недель.
Частота встреч: 2 раза в неделю.
Длительность занятий: 45-60 мин.