Психосоциальная реабилитация - Тематика занятий.

Занятие 1: Диагностика уровня самооценки и уровня психоэмоционального состояния ребенка.

Занятие 2: Снятие эмоционального напряжения. Создание доверительной атмосферы в группе.

Занятие 3: Формирование у детей положительных эмоций в отношении себя, своей внешности, способствовать раскрепощению ребенка.         

Занятие 4: Формирование и развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Занятие 5: Способствовать осмыслению необходимости эмоций в общении.

Занятие 6: Стимулирование творчества, формирование созидающего мироощущения.

Занятие 7: Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.

Занятие 8: Обучение детей адекватным способам и приемам выражения негативных эмоций.

Занятие 9: Развитие понимания собственных чувств и моделирование социально приемлемого поведения.

Занятие 10: Формирование жизнерадостного психоэмоционального состояния.

Занятие 11: Изучение результативности коррекционной программы.

Упражнения, использованные в программе, подобраны с учетом того, что дети ограничены в своих действиях. Переход целей одного занятия к другому построен по принципу поэтапности и последовательности с непрерывным проведением занятий (по плану).

Первым этапом программы является диагностика самооценки психических состояний с применением методики  (Г.Айзенка), с помощью которой получены данные о тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности детей данной группы. Результаты тестирования на этом этапе выявили у одного ребенка преобладание уровня тревожности и агрессивности выше других параметров.

Следующим моментом является установление взаимопонимания и создание доверительной атмосферы, в группе собраны дети из разных отделений и могут быть не знакомы друг с другом. В дальнейшем необходимо научить ребенка уметь расслабляться и любить себя, так как в ходе лечения внешность детей существенно меняется, от химиотерапии и облучения происходит выпадение волос, что очень влияет на отношение к себе.  Далее ребенку нужно научиться понимать свои ощущения и уметь выражать  эмоции. Арттерапия – это наиболее мягкий метод работы, контакта в сложных ситуациях. Рисование дает возможность для выражения агрессивных чувств – безопасный способ разрядки напряжения. Содержание и стиль художественной работы предоставляет огромную информацию об авторе.

Самое главное помочь ребенку верить  в себя и найти силы для выздоровления. Умение выражать каким-либо способом негативные эмоции для того, чтобы не происходило накапление отрицательной энергии. Управлять своим поведением в общении с близкими и окружающими. Настраивать себя на позитивные мысли. Все это является значимым в процессе выздоровления.

Опыт применения данной коррекционной программы, которая включает психокоррекционные занятия, показал, что дети, особенно поступившие первый раз в клинику, в ходе занятий приобретают коммуникативные навыки; происходит снятие эмоционального напряжения, стимулирование творчества; развивается чувсво уверенности в себе и в собственных силах.

Установлено, что использование данных методов в рамках опытно-экспериментальной работы положительно повлияло на динамику успешной социализации и адаптации семьи с ребенком-инвалидом, а также послужило существенному снижению  уровня тревожности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование показало, что семьи, воспитывающие детей-инвалидов, требуют особого внимания и заботы. Дело и в объективных трудностях, и в морально тяжелой ситуации ухода за ребенком, отстающих от сверстников в своих возможностях. Родителям нужна поддержка не только в решении социальных проблем, но и в их собственной психологической адаптации. Однако психологов, целенаправленно работающих именно с такими семьями, в стране пока немного.         

Укрепление здоровья детского населения, снижения уровня заболеваемости, инвалидности и смертности требует постоянного совершенствования оказания помощи детям на всех этапах взросления, поиска новых форм и организационных подходов в этой работе.

Созданные в последние годы центры по реабилитации и восстановительному лечению подтверждают высокую экономическую, медицинскую и социальную эффективность работы по адаптации детей-инвалидов. Но, по мнению родителей, эти перемены происходят слишком медленно. Ведь годы идут, и наших детей не утешает то, что через много десятилетий люди с ограничениями смогут жить более свободно и насыщенно.

Быть равными – это нормально, потому, что каждый – единственный и неповторимый.

Пока страна не может похвастаться стройной системой профориентации, обучения и защиты инвалидов на рынке труда. Родители инвалидов будут спокойны за будущее детей, а общество сможет считать себя цивилизованным и гуманным, когда заработает именно система. Однако отдельные ступеньки ее уже растут. Социально-бытовая адаптация и трудовое обучение стали обязательными в программах вспомогательных школ-интернатов, появились группы для детей с умственными ограничениями в ПТУ, инвалиды с двигательными ограничениями поступают на престижные специальности в колледжи и вузы и порой получают надомную работу.     


Нерешенными остаются такие проблемы:

-в стране пока не удается остановить рост численности детей с особенностями психофизического и физического развития;

-не созданы еще необходимые условия для обучения всех детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, до сих пор недостает специальных реабилитационных учреждений;

-недостаток оборудования и приспособлений для бытовых процессов самообслуживания, свободного передвижения;

-мало издается научно-популярной и методической литературы, которая способствовала бы расширению и углублению знаний специалистов и родителей.        

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема, касающаяся детей-инвалидов и семей  воспитывающих их, до сих пор существует. И если общество не смогло предупредить рождение ребенка с тяжелым недугом, оно обязано обеспечить такой семье достойную жизнь.

Одной из важнейших задач  является также изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе.       

Наша экспериментальная апробация модели психосоциальной реабилитации на базе ГУ «РНПЦДОГ» подтвердило, что семье, воспитывающей ребенка-инвалида, важное значение имеет оказание консультативной и практической психологической помощи. В работе были определены некоторые направления по коррекции уровня тревожности ребенка и адаптации к условиям стационара.  Полученные экспериментальные данные позволили установить некоторые особенности  семьи, находящейся на лечении в клинике.

Куклотерапия, на наш взгляд, должна занимать особое место в медицинской, педагогической и коррекционной практике. Умелое ее применение поможет в решении многих важных задач, с которыми сталкивается в своей деятельности педиатр, педагог, медицинский и детский психолог. Применение куклотерапии дало положительные результаты для клиники.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что психосоциальная реабилитация семьи, воспитывающей ребенка-инвалида определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших является разработка соответствующих методов и их дальнейшее применение для разрешения проблемы. Установлено, что использование составленной нами коррекционной программы в рамках опытно-экспериментальной работы  повлияло на динамику  успешной социализации и адаптации семьи ребенка-инвалида к условиям лечебного учреждения, а также  снизился уровень тревожности у детей.

Анализ литературы по данной проблеме показал, что оказание эффективной помощи семье, воспитывающей ребенка-инвалида сложный процесс, так как отсутсвует проработанный методологический подход к данной проблеме. Теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки.