Проблема и анализ межличностного конфликта.
 

В современной Беларуси развивающийся рынок старается ставить новые задачи перед исследователями, а также менять ВЗГЛЯДЫ людей, в основе которых лежат старые подходы к функционированию систем управления персоналом, поэтому остро встает вопрос о проблеме межличностного конфликта в трудовых коллективах.
Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, характеризующиеся противоборством или наличия противоположных потребностей, интересов, целей, суждений, взглядов, оценок, которые проявляют совершенно различное влияние на индивида. Сфера управления организацией отличается некоторыми особенностями, которые необходимо принимать во внимание менеджеру: нестабильность рынка, динамичность процессов. Решающая роль в данной сфере принадлежит управлению конфликтами. Рабочий персонал выступает как одно коллективное лицо, которым управляет руководитель. Наилучшее состояние для руководителя - это не иметь таких условий внутри коллектива, которые смогли бы привести к конфликтам в дальнейшем. Почему важно понимать и знать каждому руководителю, что следует проводить работу внутри группы, а также и между группами. Наиболее остро конфликты проявляются в сфере бизнеса. Реальная или воображаемая блокада потребностей, препятствие их удовлетворения является главной причиной всех существующих конфликтов.

Если эта блокада потребностей осмысленна, и источник блокады потребностей опознан, то за этим следует реакция на блокаду.
1. Отступление представляет реакцию на блокаду потребностей, которая приводит к отказу от удовлетворения потребностей в долгосрочном или краткосрочном периоде. При такой реакции на блокаду потребностей конфликта в трудовом коллективе не происходит.
2. Агрессия - это ответная реакция, которая приводит к конфликту на предприятии. Социальный конфликт начинается с ответной агрессивной реакции другого индивида или социальной группы. Если агрессия не вызывает ответной агрессивной реакции, то она может и не привести к социальному конфликту.
- Конфликты по причинам их появления делятся на следующие группы.
Глубинные конфликты, которые включают в себя основные ценности, интересы, цели индивида, связанные с образом Я. Конфликты, существующие в течение длительного времени и не обнаруживающие себя, возникают закономерно, так как обусловлены психическим складом личности, историей ее развития и общения.
- Ситуативные конфликты чаще всего имеют случайную причину своего появления, не затрагивают важные жизненные ценности личности и носят эмоционально-взрывной характер. Начинаются сразу с инцидента. Например, грубость, невозвращение вовремя или взятая без разрешения вещь и т.д.
Анализ литературных источников позволяет выделить типы социальных конфликтов, имеющих место в трудовом коллективе:

1. Социальное неравенство. Богатство и власть одних людей выступают резким контрастом бедности и подвластности других людей;
2. Несовершенство психики человека проявляется в чрезмерных эмоциях, которые затрудняют взаимоотношения людей;
3. Наличие противоположных ориентаций могут возникать из-за разного отношения к семье и браку, манере поведения и т.п.;
4. Идеологические причины заключаются в разном отношении к системе идей и мировоззрения у различных людей и социальных слоев.
Таким образом, общим источником конфликтов является несовместимость интересов, целей, желаний конфликтующих людей, так как потребности людей постоянно растут, а возможности для их удовлетворения всегда ограничены. В межличностных отношениях актуальное место в настоящее время имеют социально-экономические проблемы, возникающие в конфликтных ситуациях.
Логично, что, чем беднее общество и дефицитнее жизненные блага, тем глубже в нем конфликты между людьми и социальными группами.