ВНИМАНИЕ (психология)
 

Как-то Шукадева, сын Вьясы, пришёл к царю Джанаке, покровителю странствующих философов и отшельников, с вопросом, что такое всепоглощающая сосредоточенность. Лишь поняв это, он мог бы достичь освобождения духа от оков бренного мира. В ответ Джанака, славившийся своей мудростью, предложил Шукадеве обойти весь город Митхилу, держа в руках полную чашу с молоком. В пути его должны были сопровождать два стража с обнажёнными мечами, и, если бы хоть капля молока пролилась, они тотчас отсекли бы ему голову.
Шукадеву так мучил этот вопрос, что он согласился. Когда через несколько часов он благополучно вернулся во дворец, царь спросил:
—    Что ты видел в городе?
—    Ничего, — ответил Шукадева, — я смотрел только на чашу, что-бы сохранить голову.
—    Это и есть всепоглощающая сосредоточенность, — пояснил царь.
Древнеиндийская притча образно показывает, как работает внимание. Каждый раз, сосредоточиваясь на чём-либо — предмете, явлении, человеке, деятельности, мы в той или иной степени отвлекаемся от всего остального. Такая способность позволяет нам лучше запомнить, понять, быстрее оценить происходящее или конкретный объект и в то же время помогает более точно и эффективно выполнить любое действие.


СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ

Человек постоянно выделяет в окружающем мире что-то одно в ущерб другому. Избирательность, или се селективностъ (от лат. selectio - «выбор», «отбор»), внимания можно сравнить с действием фильтра, который пропускает только определённую информацию, а всю прочую задерживает. Так, погрузившись c головой в чтение детектива, мы перестаём слышать шум дождя за ок¬ном, реплики героев из телевизионного сериала, громко звучащие гаммы из соседней квартиры.
Однако нередко приходится выполнять несколько действий сразу одновременно. Например, слушать и записывать объяснения учителя, да ещё следить за тем, что он показывает на карте. Это достигается благодаря распределению внимания. Некоторые люди одарены исключительными способностями в этом плане. Исторические источники сообщают, что римский император Юлий Цезарь в одно и то же время читал, делал записи и выслушивал донесения гонцов. Наполеон параллельно формулировал и диктовал секретарям несколько важных государственных документов.
Исследования показывают, что обычный человек способен совершать несколько действий, если большая часть из них доведена до автоматизма. Не составит труда, например, в течение пяти минут болтать ногой, читать вслух книгу и гладить кошку. Одно действие при этом находится в центре внимания, а остальные - на его периферии. Но, если взяться за два недостаточно освоенных дела, на успех лучше не рассчитывать.
Важным свойством внимания является переключаемостъ — способность произвольно перемещать его с одного объекта на другой. Иногда это совершается быстро, иногда требует немалых усилий, особенно если приходится отвлекаться от чего-то интересного. Легче всего внимание переключается на то, что наиболее значимо для нас, например, мы чутко улавливаем в общем разговоре своё имя или имена близких. Переключающим Фактором служит также опасность.

На оживлённом перекрёстке любой водитель автоматически выходит из разговора с попутчиком и полностью сосредотачивается на дороге. Сознательное переключение внимания помогает людям во многих сияниях. Благодаря ему удаётся даже переносить острую боль. В некоторых клиниках женщин, готовящихся к родам, специально обучают перемещать внимание с болевых ощущений на ритм дыхания, расслабление мышц, мысли о ребёнке, какие-нибудь приятные образы.

Физические страдания тогда отступают на задний план. Как долго внимание может быть приковано к одному предмету, зависит от его устойчивости. По способности к длительной сосредоточенности люди сильно различаются. Далеко не все, например, выдерживают штудирование учебника несколько часов подряд.
Противоположное устойчивости свойство — подвижность, или неустойчивость, внимания — выражается в частом непроизвольном отвлечении от необходимой деятельности на посторонние предметы. Неустойчивость  внимания обычно появляется от скучной, неинтересной, механической или никому не нужной работы, а также от непосильной и чрезмерно утомительной. Если приходится решать ряд однотипных задач по математике, то высокая устойчивость внимания сохраняется лишь до тех пор, пока человек не найдёт алгоритм решения. После этого оно резко снижается и расчёты выполняются уже чисто механически.

Степень внимания, или концентрация, определяет, насколько интенсивно оно обращено на объект. Показатель концентрации — сопротивляемость отвлекающим факторам. Способность не реагировать на них называется помехоустойчивостью.
Высокая помехоустойчивость позволяет в ходе какого-либо занятия абстрагироваться от множества внешних раздражителей. Например, от шума за окном, голосов домашних, телефонных звонков и т. д. Многие известные писатели, поэты, учёные создавали свои произведения и делали открытия в условиях, казалось бы совсем неподходящих: за столиком кафе, на шумной вечеринке, а иногда в окопах или даже в тюрьме. Но в целом, если человек и привык работать в неблагоприятной обстановке, постоянные помехи, как показывают эксперименты, приводят к быстрой утомляемости, заставляют тратить на дело гораздо больше сил и времени и порождают неточности и ошибки.
Если способность к концентрации внимания можно развивать, то объём внимания — количество простых впечатлений или стимулов, которые удаётся схватывать одновременно, — практически не поддаётся изменению. Обычно воспринимается лишь пять — семь простых объектов (цифр, букв, фигур и т. п.). Между объёмом и степенью внимания существует обратная зависимость: чем выше интенсивность внимания, тем меньше его объём, и наоборот.

Хорошая концентрация и устойчивость внимания — важные условия достижения успеха в любой деятельности, прежде всего в творчестве. Великая тайна безраздельной сосредоточенности, по словам писателя Стефана Цвейга, создаст и художника, и учёного, и истинного мудреца.