Эффект вечеринки.


В шумной дружеской компании, где все смеются, громко разговаривают, танцуют, требуется напрягать внимание, чтобы просто услышать своего собеседника. Американский исследователь К. Черри в 1953 г. решил искусственно смоделировать эту ситуацию.
 

Испытуемому надевали наушники и подавали в каждый из них разные сообщения (записи слов, текстов или отдельные звуковые сигналы). Он должен был слушать только то, что идёт по одному каналу передачи (позднее следовало воспроизвести услышанное), и игнорировать другой. Вначале это не вызывало никаких затруднений. Отвлекающая информация почти полностью отбрасывалась. Складывалось впечатление, будто внимание предельно избирательно и существует некий своеобразный фильтр, который производит отбор информации и ограничивает нашу способность улавливать сигналы, идущие из разных источников.
Однако дальнейшие эксперименты показали, что этот фильтр действует далеко не всегда. Если по второму, фоновому каналу передачи поступала какая-либо важная, знаковая для испытуемого информация (например, его имя), внимание моментально переключалось на этот канал. Таким образом, для удержания внимания на основном, заданном экспериментатором канале передачи требовалось приложить некоторые усилия. С аналогичной задачей сталкиваются участники всех шумных вечеринок, когда вынуждены слушать кого-то одного, игнорируя разговоры других людей. Выявленную закономерность Черри назвал эффектом вечеринки.
Последующие исследования Черри и психологов когнитивного направления подтвердили, что отвлекающие сообщения всегда отчасти улавливаются нашим вниманием и перерабатываются. При этом ухудшается усваивание сообщений, поступающих по основному каналу. Если в двух наушниках звучали близкие по смыслу сообщения и зачитывались они одним и тем же человеком, то испытуемый просто терял суть обеих передач. Подобные ограничения возможностей нашего внимания проявляются и когда информация передаётся по разным каналам (слуховому и зрительному). Так, если прослушивание кассеты с учебным материалом совместить с чтением книги, толку не будет ни от одного из этих занятий. Возможность параллельной переработки данных очень ограниченна.