Активная позиция ребенка.

Исполнение роли взрослого

Общение является условием, сферой проявления и средством развития воли ребенка. Разнообразие ситуаций общения способствует развитию его произвольного поведения. Организация взрослым общения с ребенком может создавать такие условия, при которых пассивные дети должны занимать активную позицию. Образ другого человека (взрослого), отношение к нему побуждают ребенка регулировать свое поведение, выполнять определенную роль. Особенно полезным для развития произвольной сферы является выполнение ребенком в общении роли взрослого.

В процессе общения развитие произвольности происходит во многом за счет подражания детей воспитателю и друг другу. Подражание проявляется в конкретной деятельности, имеет свои особенности в зависимости от содержания этой деятельности, связано с воздействиями окружающих людей, их поступками, действиями, становящимися объектами подражания.

В исследовании Т. И. Горбатенко изучалось становление произвольного подражания у дошкольников разного возраста. Проводился эксперимент, в котором изучалось становление подражания на материале рассказывания ребенка о случаях из своей жизни. В первом варианте ребенок сразу же рассказывал о каком-либо случае из своей жизни, во втором варианте — после того, как прослушал рассказ воспитателя. Еще один эксперимент по изучению произвольного подражания назывался «Зеркало». Дети вставали в хоровод, ведущий находился посреди круга и показывал движения, которые повторяли другие дети. В первом случае ведущим был взрослый, а затем — ребенок, во втором случае ребенок сразу выступал в роли ведущего. Оказалось, что у детей 3 — 4 лет нет разницы в рассказе до образца и после. Слабое подражание словесному образцу обнаружено у 86 % детей. Имеет место подражание словесному образцу у 53 % детей 5 лет и 73 % детей 6 — 7 лет. Эти дошкольники подражают форме рассказа, сюжету, отдельным словам и выражениям из словесного образца, данного воспитателем.

В игре проявилась обратная зависимость: у 87 % детей 3 — 4 лет — точное механическое копирование движений воспитателя; у 26 % детей 5 лет — обобщенное подражание характеру движений; у детей 6 — 7 лет изменяется отношение к примеру, образец воспринимается как один из путей решения задачи, появляется отрицательное отношение к прямым подражателям образцу взрослого. Подражание взрослому побуждает ребенка проявлять аналогичные свойства личности. Это происходит потому, что, как писал И. М. Сеченов, сливая себя с любимым образом, ребенок начинает любить все его свойства.

Л. С. Выготский писал о том, что дошкольный возраст может быть понят как переход интенсивного усвоения примера взрослых (норм, правил поведения, которые являются обобщением отношений людей) и формирования механизмов личностного поведения, т. е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям, идеально данным образцам, усвоенным от взрослых.

Влияние ребенка на взрослого

Как, какими способами ребенок выстраивает взаимодействие со взрослым, решая не только мыслительную, практическую, двигательную, но прежде всего задачу общения? Мы считаем, что задачи общения первичны по отношению ко всем остальным задачам. С помощью воли ребенок создает, удерживает, перестраивает смыслы, создает себя: я просящий о помощи, я самостоятельный, я успешный, я неудачливый и др. В естественном эксперименте, где изучается жизнь ребенка в реальной ситуации, рассматривается взаимодействие, отвечающее на вопрос, способен ли ребенок осуществлять предвосхищающую деятельность и побуждать взрослого к определенному поведению, к тому, чтобы взрослый приспосабливался к желаниям ребенка? Осуществляет ли ребенок волевое предвосхищение? Социально психологическим источником воли ребенка является импульс его собственной внутренней потребности, которую он удовлетворяет, изменяя внутренний мир взрослого. Например, заставляя взрослого размышлять: «Что еще я могу сделать? Я с ним ничего не могу сделать?», ребенок побуждает взрослого применять к нему определенные средства воздействия, к которым он относится избирательно. Он знает, комз^ плакать («тете Симе»), кого слушаться, от кого требовать.

Взрослый, применяя средства стимуляции, ждет соответствующей реакции, думает, что открывает «зону ближайшего развития». Проблема состоит в том, что после снятия воздействия ребенок не делает «зону ближайшего развития» «зоной актуального развития» (т. е. зоной такого же, но самостоятельного действия). Более того, он снижает результативность, требуя соответствующего подкрепления («А тогда я вообще не буду делать»), появляются дети-«шантажисты».

В наших экспериментах дети выполняли задания самостоятельно и со стимулами-поощрениями, затем возвращались к самостоятельному выполнению (табл. 1,2).

Таблица 1

Сводные результаты проявления настойчивости детьми старшего дошкольного возраста в индивидуальной деятельности и общении

Условия, влияющие на проявление настойчивости    Количество детей, имеющих соответствующий показатель настойчивости (%)

Значение показателя настойчивости

0 1/9 4/9 9/9

Достижение детьми цели в предметной деятельности

1. Наличие дополнительных препятствий    68    29    3    0

2. Отсутствие дополнительных условий-побудителей (предметное поощрение, контроль и др.)    59    25    13    3

3. Ориентация на самооценку    48    20    27    5

4. Ориентация на контроль сверстника    47    25    15    13

5. Проведение предварительного планирования    35    43    15    7

6. Ориентация на взаимооценку    34    37    27    2

7. Ориентация на предметное поощрение    16    32    31    21

8. Ориентация на контроль взрослого           0    4    12 1

Достижение детьми цели в общении _

9. Осуществление взаимоконтроля двух детей    60    20    14    б

 

Таблица 2

Сводные результаты проявления настойчивости группами детей в совместной деятельности и общении

Условия, влияющие на проявление настойчивости    Количество детей, имеющих соответствующий показатель настойчивости (%)

Значение показателя настойчивости

0    1/9    4/9 9/9

Достижение детьми цели в предметной деятельности

1. Наличие дополнительных препятствий    68    29    3    0

2. Наличие дополнительных препятствий    94    6    —    . -. .

3. Отсутствие дополнительных условий-побудителей (предметное поощрение, контроль и др.)    89    7    4    —

4. Ориентация на самооценку    73    20    7    —

5. Ориентация на контроль сверстника    65    23    10    2

6. Ориентация на предметное поощрение    44    47    6    3

7. Ориентация на контроль взрослого        26    54    20

Достижение детьми цели в общении в процессе исполнения  роли контролера

8. Отсутствие совместной деятельности контролера и исполнителя    74.    23    3    —

9. Наличие совместной деятельности контролера и исполнителя    59    34    4    3

Анализ результатов показывает, что отсутствие привычной стимуляции — это дополнительное препятствие, преодолевать которое способны не все дети и не все группы детей в совместной деятельности.

Взрослый также зависит от ребенка, как ребенок от взрослого. Воля взрослого детерминируется волей ребенка.

Ребенок изначально активен, а не реактивен. Он вырабатывает собственные правила. Взрослый формулирует правило, исходя из своей позиции: «Ребенок не выполняет задание, я его стимулирую определенным образом, он выполняет задание». Позиция ребенка формулируется от обратного (поскольку вначале он изучает причинно-следственные связи, а затем уже начинает их использовать): чтобы получить определенный (желаемый) стимул, необходимо не выполнять задание взрослого, а выполнить после получения желаемого.

Волевое действие — это действие по замыслу, в котором проявляется самодетерминация ребенка: ребенок создает стимулы-побуждения и реагирует на них.

Стимул-побуждение — это тот смысл, который ребенок открывает для себя в воздействиях взрослого и к которому стремится или которого избегает. Источник волевой активности — потребность самого ребенка включиться в систему субъективного взаимодействия со взрослым, чтобы создать собственную систему.

Если ребенок создает свою систему побуждений, не совпадающую с требованиями взрослого, это называют формами волевой недостаточности (капризы, упрямство, негативизм). Ребенок вырабатывает собственные стили общения со сверстниками и взрослыми, побуждая взрослого применять к нему желаемые средства. В данном случае действуют механизмы обратной связи и опережающего отражения. Воля необходима ребенку, чтобы оказывать влияние на другого человека, перестраивая его внутренний мир.