Как взрослые воспринимают и понимают проявление воли ребенком в общении?

 

Анализ наблюдений взрослых за детьми в детском саду и дома позволяет представить образ ребенка, который общается со взрослым.

В этих наблюдениях одной из тем являются трудности в общении, которые испытывает или взрослый, или ребенок, но чаще всего оба субъекта. Для оптимизации взаимодействия недостаточно констатировать, что ребенок упрямится или не слушается. Как можно заметить из приводимых ниже примеров, трудности возникают там, где ситуация оценивается слишком общо: непослушный ребенок. Попробуем описать причины трудностей, которые ребенок пытается преодолевать, совершая иногда огромные усилия.

Выделим, прежде всего, трудности в общении, связанные с чувствами, которые ребенок испытывает и не преодолевает. » Ребенок не любит одного из воспитателей детского сада и не хочет к нему ходить. И если родители его оставляют, то целый день одни слезы и крики, и Мишу (4 года) воспитатель не похвалила на занятии за быстро выполненную работу. На что мальчик обиделся, так как привык к похвалам, и на следующих занятиях не стал работать и выполнять задания воспитателя.

Далее — дети проявляют личные нежелания как немотивированное сопротивление и противодействие взрослому. Мать приводит ребенка (мальчик 3,5 лет) в детский сад. Он начинает плакать, кричать, падать на пол: «Я не хочу раздеваться. Я не хочу идти в детский сад». Когда мама забирает его из детского сада, ребенок опять плачет, кричит: «Я не пойду домой, уходи. Я не хочу одеваться».

Дети стремятся повлиять на взрослого. Каприз — это слабость имеющая вид силы. Витя (2 года 10 месяцев) утром в детском саду переодевается, чтобы зайти в группу. Мама спешит на работу, старается быстрее раздеть Витю. Мальчик капризничает и говорит: «Я сам». Мальчик (2 года) постоянно не слушается, падает на пол, бьет ногами. Мама объясняет, что он и дома так делает. На вопрос воспитателя: «А как Вы себя ведете?» мама говорит: «Как только начинает так делать, мы сразу выполняем требования». Проявление болезненного упрямства, непослушания. Ребенок привык всего добиваться. Девочка Ира (5,5 лет) не хочет вечером, в положенное время для дошкольников (21 час), ложиться спать. И всегда из-за этого выходит конфликт с мамой. Девочка Ира проявляет упрямство и негативизм к просьбе мамы лечь, как все дети, спать. Мальчик (5 лет), поиграв с игрушками на ковре, не хочет их собирать и на предложение воспитателя собрать вместе еще больше упрямится.

Девочка Лиза (4 года). Мама говорит, чтобы она не трогала вещи в шкафу. Ребенок не слушает и специально открывает шкаф. Ребенок проявляет упрямство, и все заканчивается конфликтом и слезами.
Мальчик (около 3 лет) с мамой подошли к ларьку. Мальчик стал требовать купить ему игрушку, но мама объяснила, что сегодня купить не может. Мальчик начал громко кричать, бросился на асфальт и стал бить руками, головой. Мама подхватила ребенка на руки и кричащего унесла. Мальчик бил маму по лицу руками. Девочка (4 года) на предложение мамы лечь в кроватку держится за спинку кровати, топает ногами со словами: «Не буду, не буду!». Это негативизм. Девочка отрицает все, что бы ни сказала мать, хотя у нее слипаются глазки, она хочет спать!

Дети сопротивляются взрослым по схеме «если ты, то я...>>. Кирилл (4 года) не хочет идти в детский сад, пока мама по дороге не купит ему что-нибудь сладенькое в киоске. В данном случае наблюдается отклонение в волевой сфере — упрямство.Ребенок (мальчик 7 лет) не хочет читать дома в выходные дни. Выясняя причины, почему, он объясняет это так: «Пока я буду читать, закончатся мультфильмы на ТВ, останется меньше времени для игры». Родители идут на компромисс: «Если ты уделишь чтению минут 30, то в выходной день мы разрешим тебе поиграть подольше и лечь спать позже». Если ребенка не уважать, то у него появляется упрямство, негативизм. Трудности возникают, когда дети живут в образе. Жизнь в образе подсказывает, как решить воспитательную задачу. Настя (4 года 5 месяцев), идя с мамой домой, всегда проходит по бордюру. Она себя представляет канатоходкой (как в цирке). Так продолжалось около недели. Маме надоело водить ее за руку по этому бордюру. Стала объяснять Насте, что надо идти быстрее, потому что закроют магазины, а ведь еще надо купить продукты и т. п. Настя начинала вырывать руку у мамы, капризничать, плакать, пытаться идти самостоятельно. В этом случае у ребенка проявилось упрямство, капризы. Девочка (4 года) разбросала игрушки и не хочет их ставить на место. Как мама ни просит, ни уговаривает, девочка не соглашается — проявляет упрямство. Входит бабушка и рассказывает сказку «Брошенные игрушки». После того как девочка услышала сказку, она сразу же стала расставлять игрушки на свои места.

Сопротивление в виде послушания, которое ставит взрослого в тупик. Мама наказала дочку (5,5 лет) за ее непослушание и поставила в угол, сказав при этом: «Наташа, когда поймешь свою ошибку, которую ты совершила, проанализируешь свой поступок, позовешь меня и скажешь, что же ты поняла и как в следующий раз будешь себя вести». Прошло некоторое время, но девочка так и не позвала свою маму. Как поступить маме в данной ситуации?

Короткая по времени мотивация делать что-то хорошо — еще одна причина трудностей в общении взрослого и ребенка. Мама приучала дочь (6 лет) к тому, чтобы она стремилась самостоятельно себя обслуживать: аккуратно убирать вещи, игрушки, выполнять гигиенические навыки. Но без напоминания, как правило, Оля забывает выполнить то или иное обязательство. Ребенок делает выбор между взрослыми, избирательно относится к ним. Часто это отношение противоречиво и амбивалентно. Появляются авторитетные взрослые и значимые для ребенка лица, те, кого можно не слушаться.

Девочка (5 лет) стоит с мамой на переходе. На светофоре загорается красный свет. Не дожидаясь, когда загорится зеленый, мама хочет перейти дорогу на желтый свет (спешит). Дочь тянет ее за руку: «Воспитательница нам говорила, что дорогу можно переходить на зеленый свет». Девочка проявляет решительность. Петя (4 года) по дороге из сада всегда тянет маму в ларек за игрушкой, а на объяснение, что нет денег, закатывает истерику. С папой же спокойно проходит мимо ларька. Дети стремятся проявить собственное мнение и свободу выбора. Мальчик (3 года). Мама одевает его в детский сад. Предлагает надеть зеленую маечку. Ребенок отказывается ее надеть: «Хочу пойти в красной, она красивая!». В итоге добивается своего, так как ни под каким предлогом не хочет надевать зеленую. В этом случае ребенок настаивает на своем выборе.

Собираясь в детский сад, мальчик 4 лет говорит: «Сегодня я пойду в детский сад в старой куртке». Мама объясняет ему, что в этой куртке он будет ходить дома, а в садик нужно одевать другую. Но ребенок настаивает на своем. Иногда ребенок требует внимания. Сережа (5 лет) посещает детский сад, где обслуживает себя сам: застегивает куртку, завязывает шнурки. Но приходя домой, ему почему-то этого делать не хочется. Он просит маму, которая его просьбе чаще всего отказывает. Ребенок ложится на пол, обижается на мать. Девочка (3 года) на приглашение к столу отказывается, но после того, как мама начинает ее уговаривать, она соглашается. Мальчик (3,3 года) не хочет кушать кашу, но после уговоров съедает ее. Проявляет упрямство, привлекает внимание.

Девочка (3,5 года) не хочет спать, но после того, как воспитатель посидит рядом, засыпает. И в то же время, ребенок проявляет самодостаточность, игнорирует взрослого и даже его похвалы. Девочке (5,5 лет) воспитатель предложил нарисовать картинку на тему «Лето». Когда девочка начала рисовать, воспитатель, рассматривая цветок, стал комментировать вслух: «Какие красивые цветочки, листья и т. д.». Но девочка не обращала на него внимания и аккуратно дорисовала свою картину. Лена (8 лет) не убирает дома за собой игрушки, не реагирует на замечания мамы в резкой форме. Кирилл (5 лет), собираясь в детский сад, никогда не надевает те вещи, которые предлагает мама, а требует те, которые нравятся ему.

Маленький мальчик Коля (3 года) в своей комнате очень сильно шумит. Мама просит его играть тише, но мальчик шумит еще больше.

Супруги разведены, живут отдельно. Мальчик (3 года 6 месяцев) живет с мамой. Отец приезжает к ребенку примерно один раз в месяц. На протяжении всего месяца мальчик постоянно спрашивает маму: «Когда же приедет папа?» Но когда отец приезжает к ребенку, мальчик, забирая подарки, прячется во всевозможные углы, под стол и т. д. и категорически отказывается выходить, пока отец не уйдет. Настаивает на том, чтобы и мать с ним не разговаривала, а отправила его домой, ш К мальчику Вове (5 лет), который посещает круглосуточное дошкольное учреждение, приходит мама. Последний раз он не вышел попрощаться. На замечание мамы категорически отказался выйти, га Мальчик (3 года) не дает помогать ему одеваться, говоря: «Я сам», я Девочке (6 лет) предлагают надеть платье в детский сад, но она не хочет надевать именно это, ей надо другое. Какое бы мама ни предлагала, дочь все равно выбирает другое.

Ребенок предъявляет к взрослому свои требования, осуществляет управление взрослым, влияет на него.

«в Утренний прием. Мальчик Саша (3 года 7 месяцев) заходит в группу с плачем, так как мама забыла дома его любимую игрушку. Он говорит: «Я не пойду, иди домой и принеси машинку», вы Мама жалуется воспитателю на то, что не знает, как бороться с упрямством дочери: «Ребенку лишь три года, а она уже диктует мне свои условия. Всех в семье слушается, а ко мне проявляет чуть ли не агрессию, делает все с точностью до наоборот. И своему отцу говорит, чтобы тот не слушал меня», п Матвей (6 лет 3 месяца) не хочет идти в детский сад, пока мама не купит ему в ларьке сладости. Мама все время выполняла его желания. Но однажды ларек оказался закрытым, и мальчик, придя в детский сад, закатил истерику. Мама побежала в соседний магазин, уверив ребенка в том, что сейчас вернется. Ребенок бился в истерике, пока она не вернулась.

И все-таки взрослый может мотивировать, побуждать ребенка действовать в определенном направлении.

Девочка Аня (4 года 3 месяца) плохо кушает в саду. Внезапно воспитательница заметила, что Аня начала все съедать, хоть и через силу. На замечание воспитательницы: «Анечка, ты такая молодец, стала все кушать», — девочка ответила: «Мама сказала, что если я буду в детском саду все кушать, то на выходные мы пойдем в цирк». В данной ситуации ребенок поставил перед собой цель и активно идет к ее достижению, даже путем неимоверных усилий. Аня проявляет силу воли, которая у нее хорошо сформирована.

Но и ребенок может мотивировать взрослого, даже используя рационализацию. Юля (3 года) на просьбы мамы убирать за собой игрушки после игры на место постоянно капризничает и отвечает, что она потом еще будет с ними играть, и не нужно их убирать. «Зачем их убирать, чтобы потом опять идти за ними? Ты плохая, раз заставляешь меня носить игрушки с места на место». Общее для всех этих ситуаций — расхождение целей и мотивов поведения взрослого и ребенка, конкуренция между ними.