Оценка взрослыми достигнутых ребенком результатов. Условия достижения цели и результат.

Сложность оценки волевого действия дошкольника состоит в том, что достигнутый им результат может быть следствием проявления различных психологических причин. Для уточнения характеристик волевого действия мы проводили несколько серий психологических экспериментов. Постоянными условиями всех серий были достижение ребенком определенной цели в трудовой деятельности (например, вытирать пыль, поливать цветы) и исходные условия выполнения этого задания (отсроченность момента постановки цели от момента исполнения и достижения цели, регулярность исполнения), которые выступали препятствием.

Переменными были различные условия, которые могли оказать влияние на волевую активность и успешность достижения цели: контроль взрослого и сверстника, предметное поощрение, оценка результатов. Как и предполагалось, под влиянием каждого из этих условий результаты достижения детьми цели в разной степени улучшались. Наибольшее значение для детей имел контроль экспериментатора. Действительно, контроль взрослого, его влияние — один из ведущих факторов в развитии личности ребенка.

Кроме того, контроль взрослого был направлен на самый трудный для ребенка этап — процесс исполнения. Иными словами, для детей особенно важна поддержка или коррекция их действий в ходе самого процесса достижения цели, что осуществляется с большой эффективностью в I процессе взаимодействия «взрослый — ребенок». И то же время в условиях контроля взрослого деятельность ребенка не является полностью самостоятельной, побуждаемой только его собственными мотивами. Конечно, в некоторых случаях сотрудничество со взрослым усиливает и направляет слабые побуждения. Но контроль может проявляться не только как помощь в решении поставленной задачи, но и как принуждение, навязывание ребенку в какой-то степени чужой воли. Сопротивление такому влиянию проявилось, например, в том, что были дети, отказывавшиеся выполнять свои задания даже после убеждений pi бесед о необходимости выполнять поручение.

Например, Ира Ш. должна была дежурить в живом уголке. Но она это делала только один раз. В остальных случаях, несмотря на то, что взрослый разъяснял, как важно поливать цветы вовремя, девочка не приступала к выполнению задания. В ситуации контроля ребенок действует, руководствуясь присущим волевому действию мотивом «надо». Этот мотив направлен не на достижение поставленной цели («надо выполнить порученное задание»), а на взаимоотношения с контролером («Надо выполнять, так как контролер заставляет», «Мне сказали — я и сделал»). Теперь рассмотрим, как изменяется смысл совершаемого ребенком действия и достигнутого результата под влиянием предметного поощрения. Влияние это велико. Услышав сообщение о том, что за выполнение заданий они будут получать кружочки из цветной бумаги и наклеивать их на закладки для книг, дети воодушевились. Например, Марина В., Игорь Б., Максим М. подходили к экспериментатору и обещали «придти завтра пораньше, чтобы все выполнить». В получении наград дети увидели элемент соревнования. Например, Элыпад Б., Андрей С., Андрей Н. начали спорить, у кого будет больше кружочков.

Желание получить награду затрагивало мотивационную сферу ребенка. Получение кружочка для ребенка было не только положительной оценкой его деятельности, но и средством утверждения в среде своих сверстников. После получения наград дети подсчитывали кружочки, выясняли, у кого их больше. Например, Дина Ф. говорила Свете Б.: «Я лучше старалась, мне и сегодня дали кружочек, а тебе нет». Анжела А. объясняла Валере Ч.: «Ты приди и сразу сделай. И тебе тоже дадут кружочек». Если в условиях контроля экспериментатора могут возникнуть ситуации помощи в преодолении препятствий или принуждения, то в условиях предметного поощрения может происходить смещение основной цели (выполнить определенное задание), и на первый план может выступить другая цель — получить вознаграждение. В данном случае ребенок проявляет себя не «субъектом воли», а «субъектом потребности» и действует, повинуясь импульсивным влечениям.

Выясняя влияние оценки результата на проявление воли в процессе достижения цели, мы использовали различные ее виды: самооценку, взаимооценку двух детей, оценку одного ребенка группой детей. По результатам выполнения заданий «оценивающие» выставляли отметки в «дневники» исполнителей. При этом, осуществляя самооценку, дети склонны были переоценивать себя (положительная отметка выставлялась и в случае невыполнения задания). При взаимооценке дети часто недооценивали друг друга. Наиболее точной была оценка результатов одного ребенка группой сверстников. Однако точность оценки не оказывала прямого влияния на результаты достижения цели. Более высокими они были тогда, когда осуществлялась итоговая взаимооценка двух детей, затем — самооценка; низкими — в условиях оценки одного ребенка группой сверстников. Так, можно говорить, во-первых, о влиянии на волевую активность не степени точности, а вида оценки, на которую ориентируется ребенок, и, во-вторых, об ориентации ребенка на положительную оценку, поскольку адекватная, но отрицательная оценка результатов, констатация неуспеха ослабляют стремление к цели в следующий раз.

Таким образом, достигнутые детьми одинаковые результаты могут быть следствием действия самых разных причин. К тому же результаты и воля, проявляемая в процессе их достижения, могут не совпадать. Действительно, волевое усилие совершали дети, которые достигали успеха в самых неблагоприятных для них условиях, при отсутствии дополнительных побудителей. Это зона актуального развития их воли. Зону ближайшего развития волевого действия открывают результаты, достигнутые под. влиянием дополнительных условий — побудителей, облегчающих ребенку достижение цели. Таким образом, можно выделить следующие особенности развития волевого действия у дошкольников:

- неравномерность развития различных компонентов волевого действия (например, в меньшей степени проявляются планирование и оценка);

- сближение во времени постановки цели и исполнения из-за сокращенности обдумывания способов действий;

- доступность близких целей. Важно, чтобы актуализация их шла сразу же за постановкой. Чем отдаленнее цель, чем больше промежуточных звеньев включено в процесс ее реализации, тем труднее ребенку подчинить свои действия поставленной цели.

На протяжении дошкольного детства место целей в поведении ребенка меняется. В дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков, проявления воли наблюдаются лишь время от времени. Только в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям. Динамический аспект волевой активности рассматривает В. И. Селиванов. Он выделяет такие динамические особенности воли, как сила, широта и устойчивость. Сила характеризуется степенью возбуждения волевого усилия, направленного на преодоление препятствий.

Широта определяется количеством видов деятельности, в которых проявляется волевое действие. Устойчивость характеризуется постоянством проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Постоянство проявления волевого усилия фиксируется на основе длительного направления и количества попыток достижения цели. Основными структурными элементами динамической стороны воли являются удержание стремлений к цели, длительность времени стремления к цели (выполнения задания), возвращение к деятельности после ее прерывания, сосредоточенность на цели вопреки действию помех. Характеристика динамической стороны воли предполагает определение уровня ее развития. Об уровне развития воли высказывают самые разные точки зрения. Например, определяют его, исходя из возраста ребенка.

Так, И. А. Голубева выделяет следующие группы детей: дети младшего школьного возраста, у которых нет даже отдельных волевых проявлений; дети среднего дошкольного возраста, у которых воля проявляется эпизодически, только в процессе интересной или успешной деятельности; дети старшего дошкольного возраста, которые подразделяются на проявляющих волю эпизодически (63 %), проявляющих постоянно (22 %) и проявляющих редко (15 %). Однако подобные варианты типизаций (у младших детей воли меньше, а у старших больше) не показывают качественных отличий, например, эпизодического проявления воли старшими детьми от эпизодического проявления воли младшими детьми.

В приведенном примере уровни проявления и развития динамической стороны воли отличаются друг от друга только количественно: большей или меньшей длительностью времени выполнения задания, большим или меньшим стремлением к цели, большим или меньшим числом видов деятельности, в которых проявляется воля. Но уровни воли, характеризующие этапы ее развития, должны отличаться друг от друга не только количественно, но и качественно. Интерпретация экспериментальных данных, основанная на учете только количественных изменений, не позволяет выявить механизм перехода от одного уровня развития воли к другому, адекватно оценить проявленную детьми волю. Ведь один и тот же достигнутый результат может быть следствием неодинаковых усилий детей.

Мы рассматриваем волю как единство личностных характеристик субъекта его волевых усилий и характеристик его деятельности. На первом уровне воля существует как потенциальная возможность. В этом случае требования личности к деятельности, личности к себе, деятельности к личности соответствуют друг другу. Воля существует здесь только как потенциальная возможность,которая актуализируется при определенных обстоятельствах. Например, к волевым действиям не могут быть отнесены и наши привычные действия, которые автоматизировались в результате многократных повторений и которые вследствие этого не требуют особого контроля сознания и напряжения воли.

На втором уровне требования личности к себе, требования личности к деятельноста и друг к другу изменяются в сторону их повышения, Это может быть требование осуществления новой деятельности, или ее усложнение, или изменение условий ее протекания. Это могут быть новые цели и задачи, которые ставит перед собой личность. В первом случае личность должна подняться до требований деятельности. Во втором — личность изменяет объективную действительность, когда жизнь не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить ее. Оба эти случая представляют собой те обстоятельства, в которых воля должна из возможности перейти в действительность в форме волевого усилия. Необходимость совершать усилия может возникнуть, например, когда предпринимаются новые действия или известные действия, но в необычной обстановке, или известные действия, но требующие изменения темпа. Под волевым усилием понимают сознательную мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий. Волевое усилие будет связующим звеном между личностью и деятельностью.

Третий уровень можно назвать произвольным. На этом уровне действия ребенка определяются не только воспринимаемыми стимулами, но и целями, лежащими за пределами ситуации. Таким образом действия ребенка становятся избирательными, целевыми, волевыми.Если требования и усилия повторяются, то они постепенно ста-л, новятся привычными. Снимается интенсивность усилия, остается осознанность, целенаправленность, преднамеренность и т. д., а также результат волевого усилия. Подобным образом формируется и волевая привычка. Механизм формирования волевой привычки раскрывается в работах В. И. Селиванова. Он пишет о том, что в сознательном волевом усилии отражается процесс преодоления препятствии при совершении того или иного поступка. Если затрудненные ситуации повторяются, и это усилие подкрепляется, то человек начинает встречать препятствия, привычно мобилизуя волевые усилия. Именно на этом рубеже, отмечает В. И. Селиванов, человек приобретает власть над своим поведением.

Произвольность и воля - понятия близкие, но не тождественные. Произвольность как синтез двух предыдущих уровней становится свойством сознания в целом. Все поведение человека в широком смысле произвольно. На предволевом уровне еще не совершаются усилия (человек может действовать привычно или сознавать необходимость усилий, но избегать необходимости их совершать). Уровень усилия р противоположность, отрицание предволевого уровня. По сути — это процесс своеобразной адаптации, процесс приведения в равновесие требований личности и деятельности, бытия и сознания. Но повторение определенного усилия приводит к выработке новой привычки. Произвольный уровень можно точнее назвать усилием, не требующим постоянного сознательного контроля. Именно это и позволяет ребенку преодолевать трудности без обычного напряжения. Для того чтобы оценить уровень развития воли ребенка, необходимо выявить особенности микросреды, систему условий деятельности, тех ее требований, которые предъявляются личности ребенка, а также его отношение к этим требованиям. Далее необходимо отметить, совершает ли ребенок усилия в процессе достижения цели, или избегает совершать их, или данные требования деятельности стали для него привычными.

Если ребенок имеет низкие результаты в достижении цели и не совершает усилий, чтобы повысить их, то воля относится к первому уровню развития. Если результаты достижения цели являются следствием проявленных усилий, то воля ребенка относится ко второму уровню развития. Если ребенок имеет высокие результаты достижения цели и не совершает в данный момент усилий, то его воля относится к третьему уровню развития. Ребенок проявляет произвольность, т. е. сознательность, преднамеренность, целенаправленность, овладение действиями во внешнем и внутреннем плане. Нами выделяются следующие особенности волевого действия детей дошкольного возраста: несоответствие различных компонентов в составе самостоятельно протекающего волевого акта из-за недооценки предварительного определения способов действия и последующей проверки; слабая дифференцированность звеньев волевого акта; сближение во времени постановки цели и исполнения из-за сокращенное™ обдумывания способов действия, а также неравномерность развития отдельных звеньев волевого акта (планирование и оценка развиты слабее); доступность близких целей, важно, чтобы актуализация их шла сразу же за постановкой. Чем отдаленнее цель, чем больше промежуточных звеньев включено в процесс ее реализации, тем труднее ребенку подчинить свои действия поставленной цели.

На протяжении дошкольного детства волевые действия и их место в поведении ребенка меняются. В младшем дошкольном возрасте поведение ребенка складывается почти целиком из импульсивных поступков. Проявления воли наблюдаются лишь время от времени. Только в старшем дошкольном возрасте ребенок становится способным к сравнительно длительным волевым усилиям. Таким образом, анализ литературы, содержащей теоретические описания и результаты эмпирических экспериментальных исследований, позволил проследить особенности становления волевого действия в целом, в совокупности основных структурных элементов и выяснить особенности волевого действия в дошкольном возрасте. Можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте волевое действие не оформлено во всех его структурных элементах, что между всеми элементами еще не существуют связи и зависимости, но происходит постепенное оформление этих связей, которые проявят себя как новообразования, характерные для определенных периодов дошкольной жизни ребенка.