Самооценка и оценка взрослыми достигнутых результатов.

Самооценка достигнутых результатов

Волевое действие заканчивается оценкой достигнутого результата. Оценка устанавливает меру соответствия ожидаемого, запланированного, предполагаемого и фактического, реально достигнутого. Оценка и самооценка — основа процесса волевого саморегулирования. В этом случае оценка и самооценка включаются в структуру мотивации, определяют направленность саморегулирования, влияют на выбор средств ее осуществления, уровень цели и достигнутых результатов. Осуществление самооценки связано со становлением самосознания в целом.

Как показано в исследовании Н. Н. Кожуховой, конечный результат волевого действия влияет на формирование мотивации, побуждает к последующим действиям детей 2 — 7 лет. Выявлены стадии формирования мотива на основе осознания результата: в пред-дошкольном возрасте ребенок совершает импульсивные поступки, вещи сами как бы «притягивают» к себе действия ребенка; младший дошкольник действует под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний; старший дошкольник способен подчинить свое поведение принятому намерению.

Данные об относительной зависимости осознания ребенком различных компонентов ситуации от той функциональной роли, которую они играют в его деятельности, были получены в работе Т. О. Гиневской. Она обучала детей проходить с закрытыми глазами определенный путь в лабиринте. После того как навык сформировался, детям предлагалось рассказать и изобразить на рисунке то, что они делали. Анализ полученных материалов показал следующее: часть младших детей (22 %) не может ни рассказать, ни изобразить на рисунке путь в лабиринте, часть детей (32 %) осознает лишь конечный результат — выход из лабиринта, 46 % ребят осознает конечный результат и выполняемые движения. Среди старших детей большинство (77 %) осознавали систему собственных движений, 23 % осознавали, кроме этого, и те предметные условия, в которых они производились. Осмысливание и оценка волевого действия выражается у дошкольника преимущественно в эмоциональном переживании результатов, в стремлении получить оценку со стороны воспитателя.

У младших дошкольников успех или неудача при выполнении предшествующего задания не оказывают заметного влияния на преодоление трудностей и достижение последующих целей. Для детей среднего и старшего возраста успех предыдущей деятельности является стимулом выполнения последующих заданий. Неудачи порождают отказ или невыполнение заданий.