Процесс исполнения (преодоление препятствий, волевое усилие).

 

Преодоление препятствий

Характеристика волевого действия предполагает рассмотрение препятствий, с которыми столкнулся и которые сумел преодолеть ребенок в процессе достижения цели. Деятельность в затрудненных условиях и преодоление помех являются обязательными признаками волевого поведения личности.

Препятствия могут возникнуть на любом этапе волевого действия: при выборе одной цели из нескольких возможных, при осознании иерархии мотивов и формировании смыслообразующих мотивов, дополнительных мотивов, в процессе овладения способами предметных действий и коммуникации, при объективном оценивании и самооценивании результатов. Препятствия преодолеваются с помощью волевого усилия. Л. Н. Толстой называл усилие необходимым условием нравственного совершенствовании.

Большим препятствием для детей старшего дошкольного возраста является отсроченное от момента постановки цели ее достижение. Так, в экспериментах дети должны были выполнять свои задания в трудовой деятельности в течение трех дней, начиная выполнять на следующий день после выбора цели. Между постановкой цели и началом выполнения задания проходили сутки, затем - двое, трое суток. Ни разу не выполнили задания 66 % детей, один раз — 26 %, два раза — 7 % и три раза — 1 % старших дошкольников. Хотя сами по себе задания были знакомы и посильны детям (вытирать пыль, кормить рыбок, поливать цветы).

Низкие результаты достижения цели, отсутствие у детей усилий для ее достижения обусловлены тем, что за время между постановкой цели и началом ее достижения стремление выполнить задание угасало. Как справедливо отмечает В. Г. Асеев, ребенок не способен длительно удерживать мотивационную установку, он отвлекается от своего побуждения, «забывает» о нем. Действие ребенка становится волевым благодаря речи. И. П. Павлов говорил, что непроизвольное можно сделать произвольным, но достигается это только при помощи второй сигнальной системы. Физиологической основой развития воли дошкольника является изменение во взаимодействии двух сигнальных систем: повышается роль словесных сигналов в регуляции поведения ребенка. Сигналом выполнения движений наряду с предметами начинает служить речь.

Даже в раннем возрасте словесное требование взрослого («Дай ручку», «Сделай ладушки») может вызвать соответствующую реакцию ребенка, если речевой приказ произносится определенным тоном и включается в определенную ситуацию.

Для детей раннего возраста речь взрослого выступает в своей побудительной функции. Однако если ребенок уже начал выполнять какое-либо действие, речь взрослого не сможет остановить его, а только усилит желание действовать. Если двухлетний ребенок натягивает чулок, а взрослый говорит: «Сними!», малыш не сможет выполнить распоряжение взрослого.

На следующем этапе ребенок сам начинает регулировать и планировать свои действия с помощью громкой речи. Постепенно громкая речь свертывается и переходит во внутренний план. Саморегуляция осуществляется с помощью внутренней речи. В онтогенезе роль слова в регуляции поведения ребенка вырастает не только абсолютно, но и относительно по сравнению с первосиг-нальными воздействиями.

В опытах И. Г. Диманштейн дети выполняли гимнастические упражнения. Оказалось, что младшие дошкольники успешнее осваивали упражнения при наглядном показе, старшие — по словесной инструкции. Однако при овладении новыми сложными упражнениями дети всех возрастных групп успешнее справляются с задачей при наглядном показе, чем по словесной инструкции.

и данном задании.