Цыркун, Н. А.
Ц93 Развитие воли у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Н. А. Цыркун. — Мозырь : ООО ИД «Белый Ветер», 2008. - 106, [2] с.
ISBN 978-985-514-129-8.

РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В пособии рассматривается практический и теоретический аспекты одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики и детской психологии — воспитание воли у старших дошкольников в контексте готовности ребенка к обучению в школе. В книге проанализированы психолого-педагогические закономерности развития воли у старших дошкольников, а также предложены пути и средства воспитания у детей воли в общении и других видах деятельности (игре, репродуктивной и творческой деятельности и т. д.).
Предназначено для педагогов, педагогов-психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, и родителей дошкольников.
УДК 37.025.4

 

От автора
Дошкольный возраст является важным этапом в развитии личности ребенка и, в частности, его воли. Именно об этом периоде жизни Л. Н. Толстой писал: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобрел так много и так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Актуальность проблемы развития воли у дошкольников связана с подготовкой детей к обучению в школе. Практика воспитания в детском саду показывает, что резервы волевого развития в дошкольном возрасте далеко не исчерпываются.

Недостаточное волевое развитие у дошкольников на последующих этапах онтогенеза может лежать в основе такого явления, как «отход от школы», стремление вернуться назад, в детский сад, тормозить формирование личности младшего школьника (например, такого личностного новообразования, как произвольность).

Для выяснения особенностей воспитания и развития воли в дошкольном детстве мы провели опрос воспитателей об их опыте наблюдения за детьми, а также проанализировали их вопросы о том, что они хотят узнать о воспитании и развитии воли у детей дошкольного возраста.

Анализ вопросов педагогов дошкольных учреждений о воспитании и развитии воли у детей дошкольного возраста позволил выявить следующее.

Около 60 % вопросов — это вопрос «как?». Общий смысл — как повлиять на ребенка в желаемом взрослому направлении. Из них вопрос «как развивать» составляет 20 %, «как научить» — 15 %. Остальные вопросы — это «как бороться, преодолеть, воспитать, помочь, приучить, сдерживать, сформировать, выработать, добиться, избавиться, избежать, заставить, ликвидировать, объяснить, отучить, повлиять, повысить, предотвратить, предпринять, привить, сделать».

В целом, около 50% вопросов «как?» описывают императивные способы воздействия на ребенка в схеме субъект-объектного взаимодействия, требуют от детей послушания.

Около 40% вопросов - это вопросы «почему» (о возможностях воспитания и развития, причинах поведения, роли взрослого).

Среди них около 25% вопросы оценочно-разрешительные (правильно-неправильно, хорошо-плохо, можно - нельзя) и информационно-познавательные.

Описание проблем, содержащееся в вопросах, раскрывает особенности представлений взрослых о «правильном» и «неправильном» поведении ребенка. То, что беспокоит взрослых, — это и есть, по их мнению, некоторое отклонение от нормального развития, которое следует корректировать или преодолевать.

Kpуг выделенных проблем связан с восприятием и пониманием взрослыми поведения и личности ребенка. Взрослые воспринимают детей следующим образом: дети упрямы, не хотят того, что предлагает взрослый; не цeленаправленны в освоении знаний, безвольны, застенчивы, капризны, невнимательны, не самостоятельны, имеют амбивалентное поведение, не ставят перед собой цели, им присущ негативизм, они не настойчивые, непослушные, нерешительные, неусидчивые, имеют низкую самооценку, проявляют агрессию, имеют трудности в общении, не доводят дело до конца.

Таким образом, взрослые говорят о том, что им трудно общаться с детьми. Почему? «Идеальный» для взрослого ребенок, с точки зрения воспитания и развития у него воли, — это ребенок послушный, желающий того же, что и взрослый. И в то же время — целенаправленный, волевой, смелый, согласный, внимательный, самостоятельный, определенный, целеустремленный, решительный, усидчивый, с высокой самооценкой, доводящий дело до конца, коммуникабельный. Возможно ли разрешить противоречие между этими двумя характеристиками, в которых отражена позиция личности ребенка?

Анализ вопросов родителей показывает, что они связывают проявление у дошкольника воли со следующими ситуациями.

Ситуации общения «ребенок — взрослый»

- Почему мое чадо такое непослушное, а у моей сестры — ангел? Живем вместе. Условия одинаковые. Чего ему не хватает?
- Бить или не бить непослушных детей, проявляющих характер не с лучшей стороны?
- Как избежать проявлений агрессии у ребенка?
- Почему маленькие дети не хотят одеваться?
- Почему гиперактивные дети постоянно вскакивают со стула, даже если им интересно? Они подбегают к воспитателю и кричат: «Покажите».
- Что делать, если Катя (3 года 3 месяца), просыпаясь утром, всегда не хочет идти в детский сад, а вечером не хочет уходить домой?


Лиза (5 лет 5 месяцев) в играx с детьми берет на себя роль маленького грудного ребенка. Причем и в отношениях с родителями и воспитательницей.

- Pебенок утром не выпускает никого из дома, при этом кричит, плачет, падает на пол. Как вести себя взрослому? Как правильно ликвидировать проявления упрямства ребенка 3-4 лет? Как различить: ребенок упрямится или хочет привлечь к себе внимание?
- Стоит ли ругать ребенка за то, что он упрям, или все делать терпеливо за него?
- Почему, когда приходят люди, или мы идем в гости, ребенок ведет себя хорошо, а когда он остается один на один с мамой, то возникают проблемы?
- С какого возраста ребенок начинает понимать слова «нельзя» и «нет»? Почему ребенок в детском саду и дома ведет себя по-разному? Это проявление чего?
- При воспитании двух детей одного возраста в одной семье может ли воля проявляться у детей по-разному? Как преодолеть упрямство ребенка?  Как избавиться от постоянных капризов ребенка?

Мой ребенок не слушается

- Почему иногда дети делают все наоборот, лишь бы не то, что им сказали?
- С какого возраста нужно уделять ребенку внимание по формированию его волевых качеств?
- Может ли сам взрослый натолкнуть ребенка на упрямство?
- Обязательно ли ребенок будет проявлять волевую недостаточность, если один из родителей активно показывает упрямство в каких-то делах?
- Может ли сам взрослый быть причиной капризов и упрямства (неправильное воспитание)?

Отношения «ребенок — ребенок»

- Вова (2 года 2 месяца) с детьми не общается на протяжении всего дня пребывания в детском саду.
- Как сдерживать негативное отношение Маши (4 года) к брату Леше (2 года)?
- Почему Дима (4 года 7 месяцев) вступает в игры только с девочками, а с мальчиками играть упрямится?
- Если ребенок застенчив, замкнут, не общается — это плохо или хорошо?
- Лидер в группе — это хорошо или плохо?
- Как преодолеть негативное отношение одного ребенка по отношению к другому ребенку?
- Как добиться того, чтобы девочка перестала быть застенчивой в группе?
- Как помочь ребенку сдерживать свое негативное отношение к чему-либо или кому-либо?

Отношение к самому себе, личностные аспекты воспитания воли

- Как помочь преодолеть низкую самооценку и показать истинные способности другому человеку?
- Можно ли заставлять ребенка заниматься не интересным ему делом вопреки его упрямству, но во благо ему?
- Как правильно развивать самостоятельность и уменьшить ленивость?
- Почему ребенок не хочет выполнять гигиенические требования (мытье рук перед едой, чистка зубов и т. д.)?
- Влияет ли темперамент на развитие воли?
- Может ли ребенок сам преодолеть в себе застенчивость?
- Как помочь ребенку преодолеть застенчивость?
- Что нужно делать, когда ребенок не хочет выполнять домашние задания, но при этом в школе ему очень нравится?
- Что делать, если ребенок боится темноты?
- Как ребенок реагирует на трудности?
- Что делать, если ребенок сильно уязвим?
- Можно ли сформировать инициативность у ребенка?
- Как можно повысить самооценку ребенка?
- Как бороться с негативным отношением ребенка к своей внешности, самому себе?
- Как научить ребенка быть аккуратным, выполнять гигиенические процедуры?
- Как не идти на поводу желаний, если ты знаешь, что относительно жизни это нерационально?
- Как концентрировать внимание на чем-то важном (предмет, книга), но неинтересном для тебя?
- Как научить сдерживать свои эмоции и нужно ли это делать?
- Какое значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении упражнений?
- От чего дети очень часто не могут сделать выбор?
- Чрезмерная самостоятельность у ребенка — это хорошо или плохо?
- Что нужно сделать, чтобы ребенок перестал бояться темноты?
- Достижение цели в соблюдении режимных моментов (правил), в предметной деятельности.
- Как научить ребенка доводить начатое дело до конца, а не бросать его на полпути?
- Как научить ребенка ставить перед собой цель — запомнить стихотворение?
- Какие упражнения способствуют развитию усидчивости при чтении?
- Как развить силу воли, настойчивость в достижении своих целей?
- Как развитъ самостоятельность в игре с кубиками у ребенка 4 — 5 лет?
- Как научиться управлять своим поведением?
- Какое значение для формирования целенаправленности действий имеют успехи и неудачи при выполнении упражнений?
- В каких видах деятельности, кроме игровой, етце можно наблюдать проявление воли у детей дошкольного возраста?
- Ребенок не может и не любит слушать сказки. Как привить ему любовь к ним?
- Как правильно развить у ребенка пунктуальность? Как у ребенка развить трудолюбие?
- Как объяснить ребенку, что опрятность, самообслуживание, чистота — залог здоровья?
- Как приучить ребенка к тому, чтобы он своевременно выполнял домашние задания?
- Как научить ребенка планировать деятельность?
- Мой сын не хочет делать уроки.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим закономерности воспитания и развития воли в дошкольном детстве. Эпиграфом книги является сказка девочки Даши (6 лет), рисунок которой представлен на обложке: «Жил-был крылатый конь. Он дружил с бабочкой и ласточкой. Они пошли вместе, чтобы узнать, где живет солнце».

В данной книге мы стремились проследить общие закономерности, механизмы и противоречия развития воли дошкольника как субъекта целостной индивидуальной и совместной деятельности (субъекта труда, общения, познания, игры); показать динамику волевого развития у дошкольников 3 — 7 лет в единстве с развитием личности (через призму личностных новообразований); проследить взаимосвязи воли с другими психическими процессами; новые качественные особенности воли, возникающие в дошкольном детстве; возможности различных видов деятельности в формировании воли, познакомить с методиками ее изучения, которые воспитатель может использовать в своей ежедневной работе с детьми.

Анализ волевого действия ребенка проводился с позиции системно-структурного подхода, что позволило выделить его основные элементы, являющиеся инвариантными относительно рассматриваемых ситуаций деятельности детей. Известные в психологии теоретические и экспериментальные данные по этой проблеме дополняются результатами собственных исследований автора.