Какими же видят себя дошкольники, с кем усматривают сходство?

Обнаружилось три варианта отождествления, т. е. выбора картинки в соответствии с мыслью: «Я такой же, как изображенный персонаж» или «Я хочу быть таким же, как изображенный персонаж».
Первый вариант - это выбор, в основе которого лежит отождествление с ребенком такого же пола; второй вариант отождествление с ребенком такого же и противоположного пола, выполняющего желаемую роль, осуществляющего желаемое действие: трети вариант — отождествление с ребенком того же пола, выполняющего желаемую роль. К первому варианту относятся высказывания девочки типа: «Хочу быть похожа на эту девочку с бантиком» и мальчика: «Хочу быть похож на этого мальчика». После высказывания, как правило, следовал жест, указывающий на конкретного ребенка на картинке.

Ко второму варианту относятся высказывания, например, девочки о картинке с изображением мальчиков-школьников — «Хочу быть похожа на школьников», мальчика о картинке с изображением девочки — «Хочу, как эта девочка, писать».
К третьему варианту относятся высказывания девочек типа: «Хочу быть похожа на эту девочку — она помогает маме вытирать посуду, а мама варит кушать в кастрюле», мальчиков — «Хочу быть похожим на мальчика, потому что он спасает другого мальчика», «Хочу быть похожим на мальчика, потому что он помогает дедушке поливать горку».

При выборе картинок дети активно сравнивали себя с изображенными персонажами, с предлагаемым сюжетом. При этом ребята выражали, во-первых, уже устойчивое, сложившееся у них отношение к чему-либо, изображенному на картинке («Я тоже люблю кататься на коньках», «Мне нравится играть на пианино», «Я люблю природу, люблю шить и помогать бабушке и маме» и т. д.); во-вторых, желание походить в будущем на предлагаемый образец («Я тоже буду школьницей», «Я буду, как этот мальчик, потому что он болеет и не ходит в детский сад. Мне это нравится, только не нравится лекарство горькое»); в-третьих, подчеркивали свое несходство с ребенком, изображенным на картинке («Не хочу быть похож на этого мальчика, потому что он плохо сидит, все валяется, кругом кляксы», «Я не похожа, я не жадная, все Вове даю»).

Иногда дети выбирали картинки» потому что отождествляли себя с изображенным на ней зверьком или даже неодушевленным предметом, если они вызывали эмоциональный отклик («Я похожа на Mурку», «Я похож на котика, потому что он хороший и ловит мышей», «Я похож на Снежную Бабу»).
Дошкольники также выбирали картинки, на которых не было прямого отождествления с персонажем, но ситуации в целом давалась положительная этическая или эстетическая оценка: «Тут веелая картинка», «Нравится бабушка, она сажает яблони», «Эта картинка добрая, жалостливая», «Это радостная картинка», «Это красивая картонка», «Это интересная картинка». В описание картинок, обоснование выбора наиболее часто (50%) включают только названия изображенных предметов (потому что здесь девочка, киска, машина, мальчик, мама и т. д.). Затем — описание действий (30%) — здесь трудятся, мальчик разговаривает, бабушка шьет, девочка пишет и т. д. В 20 % случаев высказывание содержит эмоционально-эстетическое отношение (красиво, понравилось).

Для описания действий дети используют глаголы, которые с учетом частоты использования одного и того же глагола и с учетом его содержательной характеристики можно объединить в несколько групп. Наиболее часто используются следующие глаголы: играть, идти, кататься, нести, поливать, учиться, помогать, играть (на музыкальных инструментах), покупать, кормить, стирать, спасать, петь, писать...

По содержанию самую многочисленную группу составляют глаголы, характеризующие общую активность, подвижность: идти, нести, бегать, ехать, ловить и т. д. К этой группе относится 30% употребляемых детьми глаголов. Затем идет группа глаголов (25 %), которые описывают труд детей и взрослых: трудиться, работать, строить, копать, шить, стирать, подметать, пилить, колоть и т. д.

Общение и сотрудничество — тема, объединяющая глаголы третьей группы (18 %): помогать, просить, разговаривать, спасать, успокаивать, улыбаться, любить, защищать, одевать, показывать, укачивать. Следующая группа (13 %) — глаголы, описывающие игры и развлечения: играть, гулять. Глаголы, описывающие учебу (9 %), составляют пятую группу: учить, отвечать, делать уроки. Самая малочисленная группа (5 %) объединяет глаголы, описываюшие пассивное состояние, отсутствие активности: лежать, сидеть, стоять.
В целом, в восприятии, оценке, выборе ситуации в большей степени представлена активизирующая функция воли. В таком самовоcприятии отражается возрастная особенность становления волевых функций: раньше и в большей степени проявляется активизирующая, позже — тормозная функция воли личности.
В какой же степени в «образ Я» включается волевой компонент?

Прежде всего, следует отметить, что волевой компонент представлен гораздо в меньшей степени, чем эмоциональный. Дети не только используют большое число глаголов, описывающих эмоциональные взаимоотношения персонажей картинок и собственное эмоциональное отношение к изображенному сюжету, но и уменьшительно-ласкательные суффиксы (детки, котик, птенчик, костюмчик), ситуации сочувствия, взаимопомощи, заботы, жалости, нежности («Мальчик улыбается маме», «Девочка хорошо обращается с куклой, вынесла ее на прогулку», «Дети спасают птичку», «Мама играет с детками, потому что небо голубое-голубое и день хороший»).

Волевой компонент представлен глаголами и местоимениями, подчеркивающими активность детей и некоторые свойства личности: самостоятельность («Здесь все делают сами: девочка сама постирала и сама повесила белье»), смелость («Птичка защищает птенчиков от кошки», «Мальчик смело спасает другого мальчика»), порицание трусости («Мальчик боится грозы, я не хочу быть на него похож»), порицание лени («Не хочу быть похож, потому что мальчик ничего не делает»), порицание неаккуратности («Я не похож, этот мальчик неаккуратно ест, кругом крошки»).
Однако дошкольники во всех случаях описывают только внешнюю активность, внешние действия. Внутренние переживания, усилия при этом не осознаются и в описание не включаются, например: «Мальчик пишет, учит уроки. Это хорошая картинка». Но трудно или легко мальчику, требует ли действие от него усилий, хочет он писать или должен учить уроки — это не учитывается и об этом не упоминается.
Таким образом, если у детей в какой-то степени сформирован внешний план активности, проявляющейся во внешних действиях, то внутренний план волевого действия не сформирован во всех его структурных элементах и не осознается дошкольниками полностью. В представление о себе в «образ Я» включается описание и оценка внешней предметной активности и эмоциональное отношение к ней.