Воля в структуре личностных новообразований.


ВОЛЯ КАК КОМПОНЕНТ «ОБРАЗА Я». ВОЛЯ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.

Самовосприятие ребенка.
Развитие воли связано с развитием личности в целом. Развитие личности — это процесс становления личностных новообразований в каждом возрасте. Важнейшим личностным новообразованием дошкольного возраста является «образ Я».
«Образ Я» - это представление ребенка о самом себе, результат самопознания. В то же время самопознание — необходимое условие возникновения и развития воли. С. Л. Рубинштейн писал о том, что воля возникает, когда человек оказывается способным к рефлексии по отношению к своим влечениям, к тому, чтобы так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен быть в состоянии подняться над своими влечениями, и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как «я», как субъекта, у которого могут иметься те или иные влечения, но который сам не исчерпывается ни каким-нибудь из них, ни их суммой, а возвышаясь над ним, в состоянии произвести выбор.
Какие же особенности личности, особенности деятельности включаются дошкольником в представление о себе? В какой степени «образ Я» включает в себя проявления воли в поведении и деятельности? Представление о себе — это во многом ответ на вопросы: «На кого я похож?», «На кого не похож?», «На кого я хочу быть похож?», «Как я делаю?», «Как я не делаю?», «Как я хочу делать (или поступать)?» Особенности представления ребенка о себе можно выявить, изучая, как он сравнивает себя с предложенными образцами, какие ситуации детской жизни предпочитает и выбирает.

Для изучения представлений дошкольников о себе мы проводили эксперимент с детьми шести лет, который назывался «Выбери картинки». Для эксперимента был подготовлен набор (100 штук) цветных сюжетных картинок, охватывающих обширный круг ситуаций, в которых участвует ребенок. На картинках были иэображены, например индивидуальная и совместная игра, учеба, труд, общение со взрослыми и сверстниками, уход за животными и т.д. Ребенку предлагалось рассмотреть картинки и выбрать те из них, которые ему понравились, на которые он похож или хотел бы быть похож или не похож. В этом плане ребенок должен был каждый раз выбор прокомментировать и обосновать, почему именно эту картинку выбрал, что в ней привлекло. Ответы записывались, а затем анализировались. Таким образом, происходило изучение самовосприятия через восприятие и описание сюжетной картинки.

Результаты эксперимента показали, что большинство детей (97 % смогли выбрать несколько картинок и обосновать свой выбор: «им понравилось, как мальчик убирает, а другие поставили стулья, как паровоз, и играют»; «Мне нравится школа, все занимаются»; «Здесь дети, которые учатся в школе, хорошо занимаются»; «Мне нравится, потому что школьники слушают свою учительницу»; «Мне нравится, потому что тут мальчики-школьники»; «Здесь дети пришли к памятнику положить цветы»; «Мне нравится, потому что здесь дети, зайчик, Мальчиш-Кибальчиш, ежик и лиса, волк и Красна Шапочка. Все красиво.» «Это утренник»; «Здесь девочка идет с другой девочкой за ягодами»; «Девочки красивые и деревья, дом»; «Здесь девочка кормит котика»; «Мне понравилось, потому что все поровну, девочка стирает, вешает, мальчик корову поит»; «Дети занимают трудом, все делают»; «Мальчик поит теленка»; «Здесь птичка краcивая несет маленькой птичке червячка»; «Потому что птицы в гнезд с птенцом»; «Мальчик в школе аккуратно пишет»; «Девочка поливае цветы, чтобы они не засохли».

Перечисленные ситуации являются наиболее популярными у детей и получают от них положительные эмоциональные и эстетические оценки: «Это красиво!» Данная оценка относилась именно к содержанию картинки, так как все картинки, предъявленные детям в эксперименте, в эстетическом отношении были равнозначны (выполнены одним художником, в одной цветовой гамме и графической манере).
Предпочитаемые детьми ситуации относятся преимущественно к школьному будущему. Но в то же время желаемая ситуации находится и в прошлом («Мама качает младенца - хочу быть младенцем»), и в очень отдаленном будущем («Хочу быть похож на дядю: он красивый и едет на машине»; «Хочу быть этой тетей: она покупает игрушки; «Хочу работать на экскаваторе, на комбайне и на электровозе»; «Буду спасать, если кто-нибудь утонет»). Дети выбирают тe ситуации будущего, в которых возможно удовлетворить потребности и желания, имеющиеся уже сейчас.