Каждая группа должна была определять цель своей деятельности.


Эксперимент организовывался так, что достижение цели (начало действия по достижению цели и получение результата) было удалено во времени от момента ее постановки (задание выполнялось на следующий день, через день, через два дня). Предварительно (за день до начала выполнения задания) с каждой группой проводилась беседа, в процессе которой дети определяли цель своих последующих совместных действий, ориентировались на систематическое выполнение заданий. В течение трех последующих дней в строго определенное время группы выполняли свои задания (одно задание в день). В этом I варианте эксперимента группа действовала, руководствуясь только необходимостью достичь поставленной цели. Затем экспериментатор проводил с группами детей беседы и объявлял, что за каждое выполненное задание группа получит кружок из цветной бумаги (один на всю группу). Это был II вариант эксперимента. В III варианте осуществлялся контроль взрослого (экспериментатора) за выполнением группой заданий. В следующих вариантах изучалось влияние препятствий-отвлечений, групповой самооценки и контроля одного ребенка за группой детей на достижение цели. В этих вариантах изучалось, какие объективные условия деятельности группы выступают условиями-побудителями и, становясь промежуточной целью, способствуют формированию намерения выполнить поручение.

Необходимость самостоятельно, без напоминаний, объединяться в группу для совместного выполнения заданий являлась препятствием на пути к достижению цели. То обстоятельство, что для выполнения задания надо было объединяться, само по себе не побуждало к деятельности, не способствовало формированию намерения достичь цели. Необходимо подчеркнуть, что испытуемые сами выделяют не трудность задания, а именно трудность объединения с другими детьми («Я к нему подошла, а он и не стал со мной говорить»). Преодолеть это препятствие без помощи условий-побудителей не удавалось. Дети не стремились рационально организовать свои действия в процессе совместной деятельности, сводили до минимума общение друг с другом. Несмотря на условие совместного достижения единой для каждой группы цели, ребята стремились к индивидуальному выполнению заданий. Если группа должна была ухаживать за цветами, то обычно цветы поливались не один раз всей группой, а столько раз, сколько в группе детей.

Учет условий, в которых группы достигают поставленной цели, позволяет определить зону актуального и зону ближайшего их развития. Характеризуя социально-психологические особенности групп старших дошкольников, надо рассматривать в единстве достигнутые результаты и условия организации деятельности. Наиболее сплоченными являются группы, самостоятельно достигающие поставленной цели в самых неблагоприятных условиях: когда отсутствовали поощрения, контроль, оценки, когда группам приходилось преодолевать препятствия-отвлечения без специально проведенного планирования их предстоящих действий. Эти группы демонстрируют субъективные характеристики, сложившиеся в результате уже завершившихся циклов развития. Те результаты, которых группа способна достичь под влиянием условий-побудителей, указывают на ближайшую зону ее развития как субъекта деятельности. Суметом ближайших зон развития можно выделить группы, которые способны достигать цели, ориентируясь на положительную оценку их деятельности и на контроль сверстника, а затем — группы, ориентирующиеся в выполнении заданий на предметное поощрение или на контроль со стороны взрослого.