Чем большее число действий совершали испытуемые, тем выше были их результаты, и наоборот.

 

Этот вывод справедлив как для детей, занятых индивидуальным, так и совместным поиском. Причем, если в процессе индивидуального поиска только 31 % детей, участвующих в эксперименте, совершали большое число разнообразных действий, то в условиях совместной деятельности их совершали уже 92 % групп. Необходимо отметить, что волевая активность выше, когда дети объединены в группу, чем при индивидуальном выполнении задания. Например, в условиях индивидуального поиска Сережа ф. нашел 50 % игрушек за 4 минуты, Света Б. — 60 % — за 15 Мин Света С. — 90 % — за 8 минут, и затем поиск был прекращен

 

Потом этих детей объединили в группу. В результате совместного поиска было найдено 93 % игрушек за 20 минут. Таким образом, количественные результаты, достигнутые группой, не сводятся к суммам результатов, которых достигали ее члены, выполняя задания индивидуально, а волевая активность группы — к сумме «воль» ее членов в условиях совместной деятельности все дети разговаривали в процессе поиска. В беседах детей друг с другом нашли место побуждения к совместным размышлениям («давайте подумаем») и действиям («давайте поищем»), обсуждение, где находятся игрушки («где же. их спрятали?»), и способы их поиска («давай, я залезу»), помощь друг другу («давай, я положу»), принуждение («ищи, не ленись») направленность действий на определенный результат («надо найти 30») борьба мотивов («прекратить» или «искать дальше»), которая решалась в пользу мотива «искать дальше». В условиях совместной деятельности наличие обсуждения в процессе поиска несомненно оказывает положительное влияние на результаты достижения цели. Во всех группах в условиях совместной деятельности констатировалось нахождение игрушек: 90 % групп руководствовались мотивом «надо найти оставшиеся игрушки», 72 % групп совершали большое количество разнообразных поисковых действий.

 

Высокие результаты достижения цели группами детей были обусловлены также тем, что в процессе поиска каждый член группы постоянно получал информацию о результатах действий других детей и мог в соответствии с нею корректировать свои действия. Процесс поиска игрушек представляется замедляющимся. Каждое последующее нахождение игрушки наступало через все более длительные промежутки времени. Необходимость действия в течение длительного промежутка времени, не имея положительных подкреплений (находок), являлась препятствием на пути к достижении цели. В такие моменты поиска в условиях совместной деятельности дети начинали активнее общаться друг с другом, обсуждать возможные способы поиска, вырабатывать план для дальнейших действий. Усиление коммуникативных связей как бы компенсировало неудачи поиска.

 

Например, Ира К., Наташа К. и Дима С. нашли за 6 минут 70 % игрушек. Затем поиск происходил следующим образом. Дима С в 11 часов 55 минут сказал: «Надо пересчитать. Нашли мы нее или не нашли?» Пересчитал. «Девочки, надо еще искать». Все залезают на скамейки, заглядывают на шкафчики.

 

В 12 часов Наташа К. говорит: «Теперь я пойду, посчитаю». Пересчитывает.

 

Ира К. Да, еще много искать. Так далеко спрятано что не найдем. (Остановились. Оглядываются.)

 

Дима С. Знаю, куда спрятали. (Встал на стул, заглядывает на шкаф.)

 

Наташа К. Туда не залезай, я уже проверяла. Давайте будем делать так: ляжем на пол и увидим все, что там внизу.

 

Дима С. Потом надо посмотреть за шкафом. (Все трое ложатся на пол и заглядывают под шкафчики.) Ира К. Там ничего нет.

 

Затем Ира К. просовывает руку за шкафчик и достает игрушку. Все кричат: «Ура, мы нашли!»

 

Ира К. Мы нашли игрушку, которую вы прятали (12 часов 05 минут).

 

Эту игрушку дети искали 10 минут, активно взаимодействуя в процессе поиска. Интересной особенностью процесса поиска было проявление различных намерений: прекратить ли им выполнение в случае неудачи или продолжать действовать.

 

В условиях совместной деятельности, как правило, дети искали игрушки, несмотря на неудачи, побуждали членов своих групп, желавших прекратить поиск, продолжать его. Например, Сережа Ф., Света С., Лена Б. нашли за 3 минуты 43% игрушек. Света С. Наверное, уже все. Надо еще искать? Сергей Ф. Ищите, ищите. Вон там, за цветком, лежит кубик. (Девочки достали кубик.)

 

Лена Б. Кажется, все теперь.

 

Сергей Ф. Ты не спрашивай, а ищи, еще много надо найти. (Девочки заглядывают под шкафы. Находят еще несколько игрушек.)

 

Сергей Ф

 

Так, надо посчитать. Света, иди считать. (Света С. считает)

 

света С.

 

Осталось еще две найти.

 

Оргей Ф. Не будем еще говорить «все». (Все дети продолжают поиски, заглядывают на шкафы, под скамейки.)

 

Спета С. Раз мы не находим, значит, уже все.

 

Сергей Ф. Вы не гуляйте, вы ищите.

 

Света С, Да все уже.

 

Лена Н Нет, не все. (Продолжает осматривать комнату.)

 

Сергей Ф. Что-то не находим ничего больше.

 

Света С. Надо сказать, что уже закончили искать.

 

Сергей Ф. (экспериментатору). Мы уже больше не будем искать

 

Дети этой группы осуществляли поиск в течение 20 минут, нашли 93% игрушек. При этом Сергей Ф. постоянно убеждал Свету С. не прекращать поиск. Зона ближайшего развития волевого единства группы может открываться под влиянием условий-побудителей. Поэтому характеристика социально-психологических особенностей группы дошкольников предполагает выяснение значимых для группы элементов микросреды, побуждающих преодолевать препятствия, совершать усилия, достигать цели.

 

В эксперименте участвовала 51 группа старших дошкольников. Каждая группа состояла из трех человек, произвольно выбранных экспериментатором. Положительный результат в достижении цели насчитывался в том случае, если все члены группы участвовали в выполнении задания. Проводилось наблюдение, сможет ли группа старших дошкольников без помощи взрослого проявить себя как субъект совместной деятельности: выбрать единую для всех членов группы цель, самостоятельно, без напоминаний, объединиться для выполнения задания, по собственной инициативе осуществить разделение труда, иметь общие для всех членов группы переживания. Для проведения исследования были выделены основные сферы деятельности детей. Группы должны были ежедневно выполнять трудовые задания, которые имели характер постоянных обязанностей (вытирать пыль, поливать цветы, делать уборку в уголке игрушек), а также задания, связанные с творческой деятельностью (рисовать, лепить, выкладывать узор). Одни и те же группы участвовали во всех вариантах эксперимента.