Зависимость волевой активности от межличностных отношений в группе.

Взаимодействие со сверстниками в совместной деятельности - необходимое условие развития личности дошкольника, источник его переживаний. Переживание, по Л. С. Выготскому, - это внутреннее отношение ребенка к среде в определенный момент. Результатом переживания являются отношения окружающих, которые выражают активную избирательную позицию, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков. Взаимоотношения детей регулируют деятельность ребенка в группе сверстников.

В нашем эксперименте дошкольники выполняли работу дежурных (поливали цветы, вытирали пыль и т. д.). В I варианте эксперимента дети объединялись в группы по три человека произвольно, во II и III вариантах - с учетом межличностных отношений и социометрического статуса. Во II варианте дети объединялись в группы с учетом их антипатий (в одну группу попадали дети, которые не нравились друг другу), в III варианте - с учетом симпатий (в одну группу попадали дети, которые нравились друг другу. Оказалось, что дети с одинаковым социометрическим статусом (например, «звезды») могут проявлять различную волевую активность, иметь различную успешность в совместной деятельности, а дети с различным социометрическим статусом одинаковую волевую активность. Это значит, что наличие у ребенка благоприятного положения в системе межличностных отношений, он еще не является гарантией его успешной деятельности в группе, и наоборот, если ребенок занимает неблагоприятное положение в системе межличностных отношений, он может действовать в группе успешно. Таким образом, наличие у ребенка определенного социометрического статуса не оказывает прямого влияния на успешность деятельности в группе сверстников.

В целом же, более высокую волевую активность проявлят в группах, объединенных с учетом межличностных отноний чем в группах с произвольным составом. В то же время результаты II и III вариантов (объединение по симпатиям и антипатиям) практически одинаковы. Это объясняется тем, что эффективность совместной деятельности связана с такими ее внутренними факторами, как сотрудничество и соперничество (конкуренция). При объединении детей в группы по признаку неприязни выполнение экспериментальных заданий, требующих сотрудничества, рассматривалось испытуемыми как соперничество, конкуренция. Это подтверждают и высказывания детей. В  беседе с экспериментатором испытуемые стремились подчеркнуть свои личные достижения, уменьшить успехи и старания других членов группы («А кто из нас лучше вытер пыль?», «А я раньше еделал, а Света совсем не старалась», «Я пришла раньше и все цветы полила, а Андрею уже ничего не осталось»).

При объединении детей по признаку симпатии в группе складывалось консолидирующее общение. В беседе с экспериментатором дети демонстрировали свою принадлежность к группе, употребляя местоимение «мы» («Мы сегодня кормили рыбок», «У нас не было тряпочек, Света попросила у нянечки, и мы вытирали»), говорили об успехах всех членов группы («Игрушки убирали я и Наташа тоже»). Воспитателю следует учитывать, что формирование группы с учетом взаимоотношений ее членов позволяет повысить эффективност совместной деятельности дошкольников. Однако влияние межли ностных отношений неоднозначно. Осознание ребенком отрицательных взаимоотношений со сверстниками влияет на уровень его волевой активности, на понимание им цели группы (цель воспринимается как индивидуальная, а ситуация выполнения задания возможность конкурировать с другими детьми). Осознание ребенком положительных взаимоотношений со сверстниками влияет на уровень его волевой активности, проявляемой в сотрудничестве на стремление принимать цель как совместную, а ситуацию выполнения задания - как ситуацию объединения с другими детьми для совместного достижения цели.

Во всех исследованиях речь идет не только о том, какую волевую активность проявляет каждый отдельный ребенок, когда вместе или рядом с ним действует его сверстник, но и о том, в каких условиях складывается волевое единство группы как субъекта совместной деятельности, поскольку группа как «совокупный субъект» обладает системой качеств, не сводимых к простой сумме качеств, входящих в него индивидов.

Поэтому мы предполагаем, что в данном контексте волю можно рассматривать не только как личностное качество индивида, но и интегральное свойство группы. В русле этого предположения нами было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали дети шести лет. Эксперимент проходил в форме игры «Найди предметы». Каждый ребенок участвовал в двух вариантах эксперимента: в I - субъектом деятельности выступал один испытуемый, во II - группа детей (звено из трех человек). Экспериментальная ситуация напоминала детям ситуации знакомых игр (например, игру в прятки).

Процедура эксперимента состояла в следующем. В знакомой детям комнате экспериментатор заранее прятал игрушки. Затем, в I варианте, в комнату приглашался испытуемый и выслушивал инструкцию. Экспериментатор предлагал: «Давай поиграем в интересную игру. В этой комнате спрятано 10 игрушек. Попробуй угадать, где они. Попробуй найти их. Те игрушки, которые ты найдешь, обязательно положишь вот сюда - на стол. Когда закончишь искать, скажешь: "Все, я закончил".

Во II варианте искать игрушки приглашалось трое детей. Они выслушивали инструкцию: «Давайте поиграем в игру. В этой комнате спрятано 30 игрушек, а вы попробуйте их найти. Искать будете все вместе. Найденные игрушки обязательно положите на стол. Когда закончите искать, скажете: "Все, мы закончили"».

В инструкциях конкретизировалась цель действия - указывалось, сколько спрятано игрушек. Продолжительность поиска и момент окончания игры испытуемые определяли сами. Во II варианте дополнительно разъяснялось, что результатом поисков будет общее число игрушек, найденных всеми детьми. Число игрушек изменялось соответственно числу детей: с 10 - в варианте, до 30 - во 11.

Затем дети приступали к поиску игрушек. За испытуемыми осуществлялось наблюдение. Фиксировались продолжительность всего поиска, моменты нахождения каждой игрушки, способы и число действий, высказывания детей. Была выявлена прямая зависимость между результатами детей и числом действий, которые они совершили.