Особенности волевого взаимодействия детей друг с другом по наблюдениям взрослых.

Особенности волевого взаимодействия детей друг с другом по наблюдениям взрослых
Анализ наблюдений показал, что дети для решения своих жизненных задач сознательно используют в общении со сверстниками разнообразные способы.

Конкуренция
Дети рисуют. Лена нарисовала елку. Воспитатель говорит, что у Лены хороший рисунок. Девочка Даша (5 лет) говорит: «Она у меня перерисовала».
Полина (5,5 лет) испытывала трудности, если ее приглашали на день рождения сверстники. Проблема заключалась в том, что ребенок переживал при виде красивых игрушек-подарков, которых не было у него. А в этот день их преподносили имениннику. Настроение резко портилось. Пребывание на празднике омрачалось. Первое время родители дублировали подарок (т. е. та же игрушка, которая дарилась, покупалась и дочке). Позже эту практику прекратили. Ребенку объяснили, что есть два варианта решения вопроса: а) мы отклоняем приглашение на день рождения; б) ты радуешься вместе с именинником его подаркам. Со временем проблема была решена сама собой. В семье разнополые дети дошкольного возраста (по 5 лет). Мальчик любит помогать маме. Сестра смеется, оскорбляет брага, тот начинает плакать и замыкается в себе. Миша (4 года) — непослушный мальчик в группе, и дети с ним не хотят играть. В ответ на это он постоянно отбирает у них игрушки, толкает детей.

Яна (5 лет) в общении с братом постоянно дерется, хотя при этом очень любит его. То они не поделят игрушки, то не подели маму с папой. Таким образом Яна выражает свои чувства, эмoции, ревнует к близким людям.  Мальчик (6 лет) во время утренней гимнастики разговаривает, мешает другим детям. После того как воспитатель ставит мальчика выполнять упражнение в первый ряд возле себя, он прекращет выполнение упражнений и просто стоит с обиженным лицом, несмотря на то, что к нему обращаются. Это проявление упрямства, негативизма.

Сотрудничество
Мальчик Глеб (5 лет) не хочет дежурить на занятии, говорит: «Я не хочу». Второй дежурный, Вика (6 лет), очень подвижная девочка, подбегает к нему и говорит: «Давай я с тобой буду дежурить». Мальчик соглашается, и Лена (4 года 3 месяца) не хочет уходить из детского сада, мотивируя это тем, что она еще не нагулялась в группе с игрушками и детьми.

Избегание
Детский сад. Старшая группа. Дети собираются на физкультурное занятие, строятся парами. Девочка Люся (5,6 лет) не хочет стоять в паре с мальчиком Васей. Она всячески пытается это продемонстрировать: не дает руку, агрессивна. Когда воспитательница подошла к девочке и попросила ее дать Васе руку, Люся заупрямилась и руку все равно не дала. Таня (3 года) не хочет ходить в детский сад: там ее дети обижают.

Компромисс, уступки - Если ты мне дашь, то я тебе дам.
Мирись, мирись, мирись и больше не дерись. А если будешь драться, я буду кусаться.
Смешанные способы как реакция на ситуацию. Попытка сотрудничать и конкуренция после нарушения сверстником правил.
В детском саду мальчики 4 лет играют в автобус, и каждый хочет занять место водителя. Мальчик Женя уступает место Толе с одним условием — через 5 минут вернется на место водителя. Толя соглашается, но по истечении времени место не уступает и даже начинает драться. Женя продолжает отстаивать свою позицию. Мальчишки начинают воевать. Дети 5 лет играют на прогулке. Мальчики сгруппировались и играют с машинками, строят горки. Сашу они не принимают к себе в игру.
К нему они относятся очень негативно, тек кик он постоянно им вредит: то поломает им что-то нарочно, то разрушит постройку, то ударит кого-то. Поэтому у них такое негативное отношение
Серьезные нравственные искания и трудности выбора. С мамой приспособление или конкуренция? С детьми конкуренция или сотрудничество?
Мальчик Петя пришел в детский сад с новой книжкой, очень яркой и красочной. Раздевшись и зайдя в группу, он тут же похвалился своей новой красивой книжкой, но детям не дал посмотрегь, так как мама ему запретила кому-либо давать книгу. Дети стали обзывать мальчика «жадиной». Как проявить Пете свои волевые качества; послушаться маму и не дать книгу детям или все же проявить свои принципы?

Избегание или приспособление — выбрать «хочу» или «надо»?

Вова и Маша первыми пришли в детский сад. Воспитатель предложил Вове и Маше (им по 5 лет) помочь ему поработать в уголке природы, поухаживать за растениями (полить, подрыхлить почву) и почистить клетку попугая. Дети с охотой принялись за работу. Постепенно в группу стали приходить остальные дети. Коля и Света взяли игру «Поле чудес» и позвали играть с собой Вову и Машу. Вова сразу же бросил свою работу (лейку) и побежал играть к детям. Маша же сказала: «Ребята, я закончу свою работу, потом приду играть с вами».

Конкуренция и приспособление
Мальчик Никита, играя с детьми, постоянно отбирает у них игрушки. Он только что забрал машинку у Алеши, не успел с ней поиграть, как увидел, что Алеша взял мяч. Никита тут же бросил машинку и стал отбирать мячик у Алеши. Алеша же сразу уступил игрушку. Так продолжалось достаточно долго. Алеша брал новую игрушку, Никита забирал ее.

Сознательное следование нравственной позиции
Девочке была предложена некая сумма карманных денег. До этого она очень расточительно относилась к деньгам. В этот раз она принесла домой небольшую мягкую игрушку, которую купила для своего новорожденного двоюродного брата» и сказала: «Мне очень хотелось купить себе что-нибудь, но он такой маленький» ему нужнее». У ребенка проявилось не только волевое действие» но и положительные нравственные чувства.