АБСТРАГИРОВАНИЕ ИЗ АБСТРАКЦИЙ

 



Начиная с основы концептуального развития - из понятий, которые идентифицируют восприятие объектов, - процесс познания движется в двух взаимодействующих направлениях: к более интенсивному и более экстенсивному знанию. Навстречу более широкой интеграции и более детальной дифференциации. В дальнейшем процессе и, в соответствии с опытными данными, познавательными очевидностями, ранее образованные понятия интегрируются в более широкие или разделяются на более конкретные, узкие.

Здесь следует упомянуть роль языка, которую мы будем обсуждать подробно, когда будем обсуждать понятия. Процесс формирования понятия не будет завершен, пока его составные части не будут интегрированы в единичную мыслительную единицу с помощью конкретного слова. Первыми сформированными понятиями для ребенка являются понятия чувственных объектов; первыми словами - слова, обозначающие их. Хотя он и не должен повторять подвиг гения, выполненный каким-то умом или несколькими умами в предисторическом младенчестве человеческого рода - изобретение языка, каждый ребенок должен совершить самостоятельно подвиг постижения природы языка, процесс символизации понятия с помощью слов.
Даже если ребенок не (и не должен) создает и не образовывает каждое понятие на свой собственный лад, он, наблюдая разворачивающуюся перед ним реальность, выполняет процесс дифференциации и интеграции воспринимаемых абстракций, чтобы понять значение слов. Если ум ребенка физически поврежден и не в состоянии выполнить такой процесс, он не научится говорить.
Учиться говорить - не значит просто запоминать звуки - так учат «говорить» попугая. Обучение состоит в постижении смысла, то есть осознании связи слов, их природы, того, что слова обозначают в действительности. В этом случае заучивание слов является бесценным ускорителем познавательного развития ребенка, но никак не заменяет процесс формирования понятий.
После первого этапа обучения определенным основам, нет строгого порядка, согласно которому ребенок учится новым понятиям; некоторое время существует обширная дополнительная область, где он может узнать простые, первичные понятия и сложные, производные из первых, в зависимости от своей собственной разумной инициативы и случайных влияний его окружения. Особый порядок, по которому он учит новые слова, не имеет значения на данном этапе при условии, что он понимает их смысл. Его полное, независимое концептуальное развитие не начнется, пока он не приобретет достаточный словарный запас, чтобы иметь возможность образовывать предложения, то есть быть способным мыслить (в это время он может постепенно привести в порядок свой бессистемный понятийный аппарат). До этого времени он в состоянии сохранить свои ссылки к понятиям преимущественно визуальными средствами; так как его понятийная цепочка движется все дальше и дальше от воспринимаемых объектов, проблема вербальных определений становится решающей. Это переломный момент.
Кроме факта, что образовательные методы большинства взрослых таковы, что, вместо помощи ребенку, они, как правило, калечат его дальнейшее развитие, собственный выбор и мотивация ребенка в тот момент являются решающими. Существует множество различных путей, которыми дети следуют, чтобы научиться новым словам. Некоторые (подавляющее меньшинство) идут прямо вперед и пользуются теми же методами (то есть рассматривают слова как понятия), и требуют ясного, из первых рук (в пределах содержания их знания) точного значения каждого слова, которое они учат, никогда не позволяя себе разорвать цепь, соединяющую их понятия с фактами действительности. Некоторые следуют по пути приближений, где все становится все более запутанным и туманным и использование слов подчиняется чувству: «Вроде бы я знаю, что это значит». Некоторые переключаются с познания на имитацию, заменяя понимание на запоминание, и заимствуют кое-что от психо-эпистемологии попугая, обучаясь не понятиям, не словам, но последовательности звуков, чьи референты не факты действительности, но выражение лица и эмоциональная реакция взрослых. И остальные (подавляющее большинство) применяют неустойчивую смесь различных степеней всех трех методов.