АБСТРАГИРОВАНИЕ ИЗ АБСТРАКЦИЙ ЧАСТЬ 4

 



Отличительный признак человека, его рациональная способность, опущен из определения «животного» - на том основании, что животное должно обладать некоторым типом сознания, но может обладать любыми типами, свойственными различным подразделениям, отнесенным к новому понятию. (Стандартом измерения, что отличает один тип сознания от другого, является его диапазон.)

Отличительные признаки нового понятия - характеристики, обладающие всеми составными частями: признак «живой» и способность «сознания и передвижения». Накапливая новые знания и наблюдая сходство между животными, растениями и определенными микроскопическими частицами (также отличия от неживых объектов), человек интегрирует их в понятие «организм». Понятие «организм» (в общих терминах) звучало бы так: «Существо, обладающее способностями внутренне порождаемого действия, которое развивается посредством метаболизма и воспроизводства».
Эти отличительные признаки нового понятия обладают всеми его составными частями. Отличительные характеристики понятия «животное» упущены из определения по принципу, что «внутренне порождаемое действие» может существовать в некоторой форме (включая «сознание и передвижение»), но может существовать в любых формах, свойственных различным единицам подразделения нового понятия.
По мере увеличения человеческого знания такие общие понятия, как «животное», включаются в новые понятия: «млекопитающее», «амфибия», «рыба», «птица» и т.д. Каждое из них в дальнейшем подразделяется дальше и дальше в более ограниченные подкатегории. Принцип формирования понятия остается таким же: отличительным свойством понятия «животное» (способность «сознания и передвижения») является «концептуальный общий знаменатель» таких подразделений, и сохраняется, но определяется добавлением других (анатомических и психологических) характеристик для формирования отличительных свойств новых понятий.

(Хронологический порядок, в котором человек формирует или учит эти понятия, является оптимальным. Ребенок, например, может сначала интегрировать соответствующие объекты в понятия «животное», «птица», позже интегрировать их в более общие понятия за счет расширения этого понятия. Включенные принципы и окончательный выбор отличительных характеристик будут теми же, с помощью каких он достиг настоящего уровня знания.)

Развернем теперь процесс концептуального подразделения; понятие «человек» можно расчленить на бесчисленные подкатегории, согласно различным видам или атрибутам. Например, такие понятия, как «ребенок», «подросток», «юноша», «взрослый», образованы по временному принципу, то есть согласно числу прожитых лет. Эти понятия сохраняют отличительные свойства «разумного животного», но сужены согласно определенному диапазону лет.

Понятие «человек» может быть подразделено согласно особым характеристикам, таким как расовая принадлежность: негроид, монголоид и т.д., или национальное происхождение: американец, англичанин, француз и т.д., или профессиональная деятельность: инженер, врач, художник и т.д. (которые включают понятия сознания), или даже согласно таким характеристикам, как цвет волос: блондин, брюнет, рыжий. Во всех подобных случаях отличительные характеристики «разумного животного» сохранены, но сужены особыми свойствами, которые представляют специфические категории измерений.