АЛЬФРЕД АДЛЕР

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870—1937) родился в пригороде Вены. Он стал третьим ребёнком в семье торговца среднего достатка. Детство будущего учёного нельзя назвать безоблачным. Лишь первые два года жизни, по его воспоминаниям, оказались счастливыми, поскольку он ошущал нежную любовь матери. С рождением следующего ребёнка она полностью переключилась на заботу о нём, и Альфред почувствовал себя очень одиноким. С тех пор у мальчика сложились более близкие отношения с отцом.

Фото АдлераВ ранние годы Адлера постоянно преследовали болезни и потрясения. Ему было три года, когда прямо в их общей кроватке умер младший брат. Сам Альфред из-за сильного рахита начал ходить только в четыре года. Он дважды попадал под конные экипажи. А в пять лет его угораздило подхватить тяжелейшую пневмонию. Именно после выздоровления Альфред решил стать врачём.

Несмотря на слабое здоровье, мальчик рос жизнерадостным и общительным, разводил голубей и цветы. Правда, он плохо учился, даже оставался на второй год из-за неуспеваемости по математике. Преподаватель посоветовал его отцу отдать сына на обучение сапожному ремеслу, раз освоить науки тот не способен. Однако серьёзный домашний разговор повлёк разительные перемены: Альфред принялся упорно заниматься и скоро стал лучшим учеником в классе по математике. Позднее у него проснулся интерес к литературе, поэзии, философии, он мог с лёгкостью цитировать строки из Библии, греческих трагедий, сочинений Канта и Шекспира.

После окончания школы Адлер решил осуществить свою детскую мечту и поступил в Венский университет, который в то время считался одним из лучших медицинских заведений в Европе. В студенческие годы увлёкся социалистическими идеями, участвовал в собраниях и митингах. Его блестящие ораторские способности, острое чувство справедливости, общительность и юмор, а также глубокие познания вызывали симпатии сверстников. Более того, статья Адлера о состоянии здоровья швейников настолько всколыхнула общественное мнение, что власти провели ряд социальных реформ. На одном из митингов Альфред встретил будущую жену — Раису Эпштейн. Девушка приехала из России и тоже училась в университете.

В 1895 г. Адлер получил медицинскую степень и занялся неврологией и психиатрией, чему в немалой степени способствовало знакомство с работами Фрейда. В то время в научных кругах к психоанализу относились критически. Адлер был в числе тех немногих, кто открыто поддержал идеи Фрейда, а в 1902 г. он стал одним из ближайших сподвижников основателя психоанализа. Тем не менее Адлер не принадлежал к послушным ученикам. Его научная деятельность и психотерапевтическая практика начались до знакомства с Фрейдом, и к моменту их встречи у Адлера сложились собственные взгляды. Так, он не соглашался с тем, что основной движущей силой психики является сексуальное влечение.

Вначале Фрейд пытался сгладить наметившиеся разногласия и даже в 1910 г. предложил кандидатуру Адлера на пост первого президента Венского психоаналитического общества. Однако, когда несоответствие их позиций стало слишком очевидным, Фрейд посчитал дальнейшее сотрудничество невозможным. В 1911 г. Адлер сложил с себя полномочия президента и покинул общество. Вместе с ним ушли девять из двадцати трёх членов. Они основали Общество свободных психоаналитических исследований, самим названием, по-видимому, стараясь подчеркнуть, чем будут отличаться от замкнутого и не приемлющего новых идей кружка Фрейда. В 1912 г. общество было переименовано в Школу индивидуальной психологии.

В отличие от психоаналитиков, которые занимались «расчленением» личности, Адлер стремился изучить человека как целостность. Детище Адлера — инливилуальная психология поставила перед собой задачи гармонизации личности и её взаимоотношений с обществом, воспитания характера, духовного совершенствования человека.

Психолог исходил из того, что любому из нас свойственно внутреннее стремление к некой цели, реальной или недостижимой. Она определяет индивидуальность и особенности поведения конкретного человека. С годами промежуточные цели могут меняться, но общая направленность личности, которая возникает ешё в раннем детстве, сохраняется. От неё зависят «линия жизни» или «жизненный стиль», человека, его отношение к миру, мотивы поступков.

Таким образом, чтобы понять человека, необходимо проследить его «линию жизни» вплоть до того момента, когда он только начал осознавать себя. Поэтому основным методом индивидуальной психологии стал анализ ранних детских впечатлений и выбранной ребёнком линии поведения. Адлер считал, что все основные черты характера взрослого можно обнаружить, если заглянуть в его детство. Там они проступают более явно, потому что малыш ешё не умеет скрывать чувства. «...Ребенок ошибочно и безрассудно создаёт себе образцы и модели, формирует свою цель и жизненный план, которому он сознательно или бессознательно следует», — писал Адлер. «...Любое событие переиначивается и переворачивается до тех пор, пока не будет соответствовать исходному ядру личности, той детской линии поведения».

Жизненный план обычно управляет психикой и поступками человека бессознательно, создавая в результате множество проблем. Осознание конечной цели и собственной индивидуальной психологии позволяет понять и устранить причину большинства конфликтов, делает личность здоровой и гармоничной. Каждому ребёнку, по мнению Адлера, изначально присуще чувство неполноценности по отношению к окружаюшим. Он нуждается в других людях, видит, что родители всё могут, у них есть власть над ним и над кем-то ешё. Сопоставляет он себя и с остальными людьми — по тому, как к ним относятся родители или прочие взрослые. Что происходит, если в семье несколько детей? Отношение к ним в зрослых, как правило, бывает неравным. В зависимости от этого распределяются их роли и формируются жизненные позииии детей «любимчики» и «козлы отпущения», упрямцы и подлизы, сильные и слабые. Любому в детстве необходимо чувствовать внимание и поощрение со стороны взрослых — как противовес зависимости и беспомощности. «Основой основ развития ребенка является стремление компенсировать свои слабости, из этого чувства неполноценности возникает тысяча талантов и способностей — считал Адлер. Но по той же самой причине появляются и тысячи искалеченных душ и дурных характеров: «В то время как одни дети развиваются по пути накопления сил и стараются добиться признания благодаря мужеству и уверенности в себе, другие, как бы спекулируя на своих слабостях, стараются их всячески демонстрировать».

Обычно мать и отец больше заботятся о болезненном ребёнке, иногда потакая любой его прихоти. В таком случае демонстрация слабости, хрупкости становится способом заполучить власть над близкими. Прослеживается закономерность: чем менее полноценным чувствует себя человек, тем более он честолюбив, тем сильнее стремится к превосходству, главенству над другими. Особый случай — дети с реальными физическими недостатками. В истории человечества немало примеров, котла люди с телесными дефектами развивали в себе поразительные умения и таланты. Адлер называл это явление сверхкомпенсаиией.

Но стремление возвыситься над людьми, по мнению Адлера, фикция. Любое превосходство всегда мнимое. Сама нацеленность на него привносит в жизнь человека явную или скрытую враждебность по отношению к окружающим, лишает непосредственности ошушений. Люди с большим комплексом неполноценности и как следтвие с повышенной тягой к доминированию проявляют нетерпимость, зависть, злорадство, самомнение, хвастливость, подозрительность, ревность, ущемляют права других.

Во время Первой мировой Адлер служил врачом в армии. После войны он увлекся педагогикой и в 1919 г. организовал первый психопедиатрический центр. Вел большую работу с преподавателями, родителями и врачами. Постепенно его идеи обретали всё новых сторонников. Новые психопедиатрические центры открывались во многих странах Европы.

В середине 20-х гг. к Адлеру пришло мировое признание. Его часто приглашали читать лекции за рубежом. После прихода к власти Гитлера, предчувствуя надвигаюшуюся катастрофу, Адлер с женой перебрались в Нью-Йорк. Здесь он продолжил свою психотерапевтическую и педагогическую практику. Его непринуждённые, увлекательные лекции пользовались большой популярностью. Он много писал: опубликовал свыше 100 книг и статей. Смерть настигла Адлера неожиданно, когда он отправился в очередное лекционное турне по Европе.

Идея духовного совершенствования через любовь и сопереживание не нова в истории человечества. Адлер — первый представитель научной психологии, провозгласивший эти качества необходимыми для душевного здоровья. Такой постановкой проблемы он наметил главные пути, по которым пошло развитие психологии, особенно её гуманистического направления. Альфред Адлер стал также основоположником социальной психологии.

 

 

 

Материалы взяты из Энциклопедии "ЧЕЛОВЕК" Аванта 2002 год. ЗАО Детское издательство " АВАНТА+", Москва, (095) 259-7627