АКСИОМАТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ (Часть 2)

 



Аксиоматические понятия - константы человеческого сознания, познавательные интеграторы, объединители, которые неявно идентифицируют опущение психологических временных измерений, которые подразумеваются во всех других понятиях.

Нужно помнить, что концептуальное сознание есть единственный тип сознания, способность интегрирования прошлого, настоящего и будущего. Ощущения - просто осознание настоящего и не могут сохраняться после мгновенного момента восприятия; восприятие сохраняется и через автоматическую память осуществляет определенную элементарную связь с прошлым, но не может проектировать будущее. Только понятийное сознание может постигать и удерживать весь этот опыт - внешне анализируя непрерывность существования; внутренне - непрерывность сознания - и таким образом давать его обладателю возможность проектировать, планировать его дальнейшее развитие. Именно посредством аксиоматических понятий человек постигает и удерживает эту преемственность, привнося ее в свое сознание и знание. Это аксиоматические понятия идентифицируют предпосылки знаний: различия между существованием и сознанием, между действительностью и осознанием действительности, между объектом и субъектом познания. Аксиоматические понятия являются основанием объективности.

Аксиоматические понятия явно определяют то, что просто подразумевается в сознании ребенка или животного. (Неявное знание есть пассивное удержание материала, который, чтобы быть постигнутым, требует специального внимания и процесса осознания – процесса, который ребенок учится выполнять постепенно, но который сознание животного выполнить не может.)

Если состояние чувственного осознания животного можно было бы перевести в слова, то оно составило бы набор бессвязных последовательностей случайных моментов, таких как: «Здесь стол — теперь здесь дерево - теперь человек - я сейчас вижу - я сейчас чувствую» и т.д., - на следующий день или через час все начинается снова, только с несколькими изменениями в форме «это еда» или «это хозяин». Человек, имея дело с подобным материалом, выстраивает с помощью аксиоматических понятий другие утверждения: «Стол существует - дерево существует — человек существует - я мыслю».

(Подобные построения сознания животного есть то, как определенные современные философы, такие как логические позитивисты и логические атомисты, описывают человека как его начало и контакт с реальностью, исключая тот факт, что они отвергают понятие «реальность», заменяя его ощущениями восприятия.)

Так как аксиоматические понятия не образовываются дифференцированием одной группы сущностей от других, но представляют интегрирование всех сущностей, они не имеют концептуального, понятийного общего знаменателя в чем-либо еще. Они не имеют ни противоречий, ни альтернатив. Противоположностью понятия «стол» - не-стол - является каждый другой вид сущности. Противоположностью понятия «человек» -не-человек - является каждый другой вид сущности. «Существование», «идентичность» и «сознание» не имеют противоположностей - только пустоту.