Минская областная организационная структура республиканского государственно-общественного объединения “Белорусское общество “ЗНАНИЕ”

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

занятий по программе “Живая риторика”



Автор и тренер программы

Голубев Василий Леонидович,

профессор кафедры педагогики и психологии Академии МВД РБ

Цель занятий: овладеть методиками речевого общения



Темы занятий:

1

Правильное произношение букв и звуков.

Постановка “речевого" дыхания: свобода и опора звучания голоса.

Диапазон голоса.

Правила адекватной высказыванию методики и интонационной выразительности речи.

2

“Чего нет в мышлении, нет в речи” - логика построения текста: содержание речи, ее композиция и структура, успешность аргументации, целостность и последовательность речи.

Образность и научность текста, правила “подачи” образного и научного текста.

Вариантность стилей и жанров высказывания: убеждение, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки, суждение.

Пауза, как “обоюдоострое оружие”.

3

Определение темы и цели выступления, формулировка проблемы, составление плана.

Подбор литературы и приемы ее анализа.

Виды выступлений и заключений: написание текста речи, конспекта, тезисов.

Четыре закона логики: тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Методы изложения материала: индуктивный, дедуктивный, метод аналогии, проблемный метод. Польза и вред репетирования речи: чтение текста вслух, проговаривание про себя и вслух, запись на магнитофон, заучивание наизусть, комбинирование разных форм.

Анализ состава слушателей.

4

Судебное красноречие: обвинительная и защитительная речь.

Политическое красноречие: парламентское красноречие, военно-патриотические и дипломатические речи. Академическое красноречие: вузовская лекция, научный доклад, сообщение, обзор.

Социально-бытовое красноречие: тост, юбилейная речь, надгробная речь.

Церковное красноречие: проповедь, речь на соборе, стили речи: официально-деловой, научный, публицистический, художественный, разговорный.

5

Использование научной терминологии, профессионализмов, иностранных слов, жаргона. Агрессия аудитории, как неверное использование жанра речи.

б

Самооценка и самокритика: идеал и идол.

Имидж и образ: сходство и различие, продуктивность образа и отрицательное действие имиджа, “я-структура”, “он-структура”.

Приемы присвоения текста: приемы развития памяти, продуктивность и тренировка образной памяти, запоминание опорных слов, цифр, стихов.

Устранение “зависаний”, мусорных слов-паразитов, строение фраз.

7

Вербальные и невербальные приемы установления контакта: роль жеста.

“Круги внимания” и их связь с приемами привлечения и удерживания внимания слушателя.

Адаптация речи к конкретной аудитории.

Приемы привлечения и удержания внимания слушателей: неожиданность, сопереживание, провокация, вопросы, смена темпа и тональности, речевые приказы, экспрессия, новизна, движение, иллюстрация.

Внимание, произвольное и непроизвольное: понятие порога усталости внимания самого лектора и аудитории.

8

Оценка реакции аудитории и приемы наблюдения “Обратной связи”.

- Понятие отчетливой и ложной агрессии.

Структура конфликта: конструктивность и деструктивность, конфликт как “энергосберегающая технология”. Типы “провокаций”: “неудобные”, ядовитые, манипулятивные вопросы.

“Коридорная логика”: работа с возражениями, приемы ответов.

9

Приемы ведения переговоров.

Приемы ведения презентаций.

Приемы ведения дискуссий - искусство спора: диалог, беседа, диспут, дискуссия, полемика.

Виды споров: сосредоточенный и бесформенный, простой и сложный, письменный и устный, спор для разъяснения истины, спор при слушателях и без слушателей.

Этика оратора: кодекс аргументатора и кодекс оппонента.

Приемы общения с прессой.

Приемы “личного” общения.

Референт Коберниченко Галина Михайловна, сл. т. 294-29-21 , (8029) 656-85-90