Эмоциональные состояния человека


Тема - «Психология личности»

ВВЕДЕНИЕ
В нашей жизни огромное влияние на нас оказывают эмоции. Они создают мощнейший фон на краткосрочные и длительные интервалы человеческой жизни, а также проявляются в отличных по уровню силы настроениях, аффектах
На эмоциональные состояния влияет как психическая деятельность, так и мы сами. Познавательная деятельность, воля напрямую зависит от нашего настроения. При хорошем расположении духа происходит их подъем. Выполняемая работа, наши поступки, состояние здоровья также влияют на эмоции. В тех или иных состояниях (эмоциях) открываются для того или иного субъекта типовые поведенческие особенности, а также редкие поведенческие акты. В привычных состояниях проявляются индивидуально-типологические характеристики человека.  Меланхолики имеют расположенность к долгим писсимистическим настроениям. Сангвиники радостны и бодры. Доминирующие черты человека не имеют отражения в случайных эмоциональных состояниях. Они вызваны различными обстоятельствами. Даже у самого сдержанного, уравновешенного индивида при определенных условиях проявляются аффекты. Эмоции не постоянны, они трансформируются в новые эмоциональные состояния. Однако это не относится к типичным для личности состояний. Эмоциональные состояния носят субъективный характер, но при этом всегда имеют свою причину. Они детерминированы. Хотя человек далеко не всегда может догадываться о причинах своего эмоционального состояния.

О НАСТРОЕНИИ

Устойчивые и длительные эмоции, влияющие на остальные  переживания и на деятельность называют НАСТРОЕНИЕМ. Настроения имеют различия в зависимости от уровня продолжительности, осознанности. По этой причине настроение бывает устойчивым и переходящим. Про кратковременное настроение можно привести такой пример из повести Гоголя - «Невский проспект».  Поручик Пирогов пытался понравится жене ремесленника и за это был наказан. Воспоминание об этом казусе смущала и выводила его из себя.  Торопясь домой, он заглянул в кондитерскую, перекусил пирожками, почитал свежее издание и вышел из кондитерской уже не таким раздосадованным…Позже он и совсем успокоился…побывал в приятном светском обществе на вечере у своего коллеги, отличился в мазурке и вызвал там у кавалеров и дам восхищение.
Постоянное настроение влияет на поведение людей в течении дня, недели и дольше. Зафиксированы случаи, когда настроение было очень устойчивым в течении длительного времени и в последствии переросло в свойство личности.
У каждого настроения есть своя причина. Например: события, взаимодействие с людьми, работа и т.д.  Далеко не всегда они осознаются. Отсюда и происходит беспричинное веселье, грусть. Причем одна и та же причина может порождать совершенно полярные настроения у разных людей (Я грущу потому, что ты весел и т.д.).
Различными способами у разных личностей проявляется настроение в поведении и поступках. Воля, как качество личности, определяет степень подчинения человеком своего настроения. Негативизм неприятен не только самому человеку, но и окружающим. Для того, чтобы владеть своим настроением, следует его адекватно оценивать и следить за ним. В навыках управления настроением проявляется развитие личности человека. Мы хозяева своего настроения.

 

АФФЕКТ
Аффект – это душевное волнение, страсть. Появляется такое состояние неожиданно в острых конфликтных ситуациях при сильном нервно-психическом перенапряжении. Симптомы аффекта – это временная дезорганизация сознания человека (оно сужается), заметно усиливаются импульсивные реакции. Аффект возникает при опасности личного поражения. Оскорбление, унижение, внезапная опасность, физическое насилие и сильная обида – эти моменты вызывают аффект (в зависимости от индивидуальных свойств личности). При аффективном состоянии происходит ощутимое нарушение сознательной регуляции деятельности человека. Меняется поведение. Если ранее оно подчинялось заранее продуманной целью, то теперь человек руководствуется чувством, которое в свою очередь 100% овладело личностью и вызывает импульсивные, бессознательные действия и поступки.
Избирательность в выборе того или иного поведения – это важнейший механизм. Он сильно деформируется при аффективных состояниях. Также нарушаются установки человека, его жизненная позиция, страдает способность к анализу. В сознании преобладает, как правило, одно (искаженное) представление.
Аффект с физиологической точки зрения можно представить так – возбуждение преобладает над процессами торможения и проникает в подкорковые области головного мозга. Сознание перестает контролировать эмоции. Подкорковые зоны мозга становятся автономными. Следствие этого – интенсивные примитивные реакции. Нарушается уравновешенность нервных процессов, происходит их "сшибка". Параллельно происходят изменения в нервных связях, меняются химизмы крови, меняется деятельность вегетативной нервной системы, страдает сердечнососудистая система. Происходят сдвиги в психомоторной регуляции: мимические выражения, жестикуляция и т.д Ухудшается ясность сознания, возможна частичная потеря памяти (амнезия). Отчаяние, страх, гнев, ревность – эти эмоции, как правило, сопровождают аффект. Выделяют три стадии аффективного состояния:
1. Нарушение всей психической деятельности, ориентировка в реальности.
2. Появляются не контролируемые действия – следствие перевозбуждения.
3. Депрессия, слабость – следствие спада перевозбуждения.

Человек аффект ощущает как состояние, навязанное ему из вне помимо воли.

В начальной стадии сильным волевым усилием можно уменьшить или предотвратить полностью это состояние, при этом важно понимать к каким негативным последствиям приведет это состояние в будущем. Помогает смена обстановки, замедление двигательных реакций, дыхательная гимнастика и т.д.
Самое важное в преодолении аффективного состояния – это моральные качества человека и его воспитание. Нехватка адаптивных свойств у человека сильно увеличивает риск возникновения аффекта. Неуравновешенность процессов торможения и процессов возбуждения дополнительный риск. Самовоспитание помогает уменьшить этот момент. Следовой аффект может появится при воспоминании о травмирующем событии или при накоплении чувств. Действия в состоянии аффекта подвластны чувствам, не имеют осознанного мотива. Также в действиях человека при таком состоянии нет и осознанных целей. Деятельность человека в эти моменты направлена на устранения травмирующего фактора. Воля проявляется только в начальной стадии. Потом она сильно уменьшается до полной потери контроля. Если в действиях человека имелась осознанная цель, следовательно, они совершались не в состоянии аффекта.

 СТРАСТЬ

“Ничто великое на свете еще никогда не совершалось без великой страсти”.


Сильное, интенсивное чувство, которое захватывает человека, владеет им, называют СТАСТЬЮ. Страсть не является вспышкой сама, но при этом может давать вспышки. При страсти все помыслы человека имеют определенную направленность. Собранность и сосредоточенность сил и мыслей – характерные признаки при таком состоянии. Это волевой момент стремления личности. Единство волевых и эмоциональных актов – это страсть. Для страсти нормативно смена активности и пассивности. Человек, захваченный страстью, субъективно ощущает себя под властью неведомой ему силы, хотя она от него же и исходит. Действительно, страсть – это очень большая сила. И важнейший момент – на что она направлена. Страсть может исходить из бессознательных инстинктивных влечений (например, телесных) и в то же время может быть пропитана идейностью и сознательностью. В таком состоянии все влечения, порывы, помыслы, силы человека устремлены в едином направлении, направлены на одну цель. По этой же причине страсть поглощает и собирает силы на что-то одно. Она может быть как великой, так и пагубной, роковой.

СТРЕСС


Состояние сильного психического напряжение, в следствии деятельности в сложных условиях называют стрессом.  В науке есть различные подходы в понимании стресса. Теория Г.Селье наиболее популярная. Стресс по теории Селье трактуется следующим образом: биологические организмы имеют врожденный механизм поддержания внутреннего баланса и равновесия. Это равновесие может нарушиться в следствии действия внешних раздражителей. Защитная и приспособленческая реакция организма – следствие воздействия стресса. Организм при помощи возбуждения приспосабливается к стрессу. Это состояние неспецифическое, оно и называется стрессом. Стресс будет усиливаться, если раздражитель не устраняется, и как следствие в организме будут происходить различные изменения – так он пытается устранить его или подавать. Любой организм имеет свой ресурс и при сильном стрессовом воздействии силы истощаются, что может вызвать различные заболевания или даже летальный исход.
3 стадии стресса.
Тревога – первый этап, появляющийся при действии раздражителя. При этом в организме происходит ряд физиологических изменений. Например, учащается дыхание, повышается немного давление и пульс.  Психические функции также трансформируются: нарастает возбуждение, внимание сужаутся на раздражающем факторе, повышается личностный контроль ситуации. Все эти изменения должны мобилизовать защитные силы организма, и организм одолжен произвести саморегуляцию. Многие стрессы на этом и заканчиваются. Тревога после этого проходит. Этап сопротивления приходит тогда, когда стрессфактор продолжается. В этой ситуации организм расходует свои резервы. При этом идет сильная нагрузка на все системы организма. Этап истощения. В случае, если ничего не меняется и дальше, сил у организма на противостояние не остается, наступает истощение. Падает сопротивляемость, резервов нет. Велик риск болезни. Такая ситуация оценивается субъективно как угрожающая. Вызываются негативные эмоции. Под действием негативных эмоций и осознавая угрозу, человек преодолевает вредоносные воздействия, борется с мешающим фактором. Он его либо уничтожает, либо уходит в сторону. При неразрешенной ситуации велик риск невроза и других необратимых нарушений. Осознание угрозы – основной стрессовый фактор. Степень стресса для каждого человека своя, т.к. субъективно одна и та же угроза для каждого человека имеет разную степень. Защитная деятельность – ответ на такую угрозу. Активизация защитных механизмов и прошлого опыта – ответная реакция личности на стресс. От интеллектуального развития человека, а так же от его отношения к стрессфактору создается мотивация на преодоление препятствия или его избегания. У некоторых ученых есть мнение, что стресс есть адаптация к экстремальным неспецифическим для человека условиям. Посредством стресса происходит эмоциональная разрядка, как следствие выходит эмоциональная энергия, уменьшается напряжение. Положительный момент при стрессе такой – в периоды трагедии и отчаяния у большинства людей наблюдается личностный рост. Отрицательные эмоции для многих стимул для движения вперед к намеченным целям. Есть и такие, кто использует свои страдания для влияния на других людей.
Стресс может быть хроническим либо острым. До недавнего времени считалось, что стресс могут спровоцировать только экстремальные ситуации. При таком раскладе стресс будет острый. Особенности современного общества, например информационная перегрузка вызывает хронические формы стресса. У стресса есть личностные, психологические и медицинские особенности. Стресс всегда включает эмоциональное перенапряжение. Физиологические моменты стресса – учащенный пульс, дыхание, побледнение или покраснение кожи лица, в крови становится больше адреналина, потение. Психологические изменения – меняется динамика психических функций, мышление чаще всего замедляется, внимание становится рассеянным, ухудшается память, сенсорная чувствительность уменьшается, становится очень сложно принять решение.
Личностные – полностью подавляется воля, уменьшается самоконтроль, поведение пассивное и стереотипное, пропадает творческая активность, повышенная внушаемость, страх, немотивированное беспокойство, тревога. При стрессовой ситуации человек боится, что не разрешит ее и получит большой для себя ущерб.  Появляется постоянная тревога. Возбуждение растет и препятствует выполнять работу, появляются ошибки. Невозможно становится планировать. Следствие этого еще больше негативных эмоций. Происходит снижение самооценки и ощущается неуверенность в своих силах. Напряжение растет еще больше и ошибок становится еще больше. Это называют замкнутым кругом «втягивания» человека в стресс.

Фрустрация.


Фрустрацию вызывает острая неудовлетворенность и блокада стремления с острыми негативными эмоциями. При фрустрации дезорганизуется сознание и деятельность человека. Люди часто неудовлетворенны. И не каждая ситуация неудовлетворенности вызывает фрустрацию. Например, получил студент двойку, либо сделали человеку выговор на работе за опоздание… Эти ситуации не вызовут дезорганизацию. Фрустрация наступает тогда, когда неудовлетворенность выше той нормы, которую человек способен выносить.
Социальная оценка и самооценка личности, в случае когда она отрицательна, когда задеваются глубинные личностно значимые отношения – все это может вызывать фрустрацию. Не закаленные в боях, эмоциональные, с повышенной возбудимостью, эмоциональные, с недостаточной волей люди чаще подвержены фрустрациям. При фрустрации человек испытывает большое потрясение. Он ощущает досаду, озлобленность, подавленность… Когда отсутствует возможность разрядки, то все негативные эмоции могут обрушиться на совершенно невинных людей, например членов семьи, товарищей.