Абрахам Харольд Маслоу

Фото пирамиды потребностей Маслоу
Основатель гуманистической психологии Абрахам Харольд Маслоу как-то сказал: «Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности». Эта фраза стала лейт-мотивом его жизни и творчества.
Абрахам Маслоу (1908—1970) родился в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Его родители не получили хорошего образования, но хотели, чтобы первенец (Абрахам был старшим из семи детей) восполнил этот пробел.
Ранние годы Маслоу прошли безрадостно, они оставили тяжёлый след в его душе на всю дальнейшую жизнь: «Я был маленьким еврейским мальчиком среди соседей не евреев. Это немного напоминает ситуацию, когда первый негр поступает в школу для белых. Я был одинок и несчастен. Вырос в библиотеках, среди книг, без друзей». Родители не понимали ребёнка, и, похоже, им вообше было не до него. Отец мог подолгу не появляться дома, предпочитая «виски, женшин и драки». А когда приходил, занимался собственными делами, сыну же внушал, что тот уродлив, глуп и ни на что не годится. Но настоящей трагедией для мальчика стала мать — человек крайне жестокий, фанатичный и полный всяческих предрассудков. Как вспоминал Маслоу, она «настолько не любила своих детей, что это почти доводило их до душевного расстройства». Абрахама безжалостно карали за малейшее неповиновение и постоянно грозили, что Всевышний накажет его за все проступки. В результате мальчик возненавидел всё, что связано с религией, и усомнился в справедливости Бога.
В юности Абрахаму пришлось испытать и другие сильные чувства. В частности, из-за своей внешности — чересчур большого носа и шуплого тела. С величайшим упорством он начал заниматься атлетической гимнастикой, чтобы компенсировать свои недостатки. Не найдя же себя в спорте, он с неменьшим рвением окунулся в науку.
Сначала Маслоу изучал в Нью-Йоркском Сити-колледже право — так пожелал отец. Но уже через несколько недель занятий юноша понял, что юриспруденция ему не интересна. На вопрос отца, чем он всё-таки думает заняться, Абрахам расплывчато ответил, что хочет «изучать всё». Лишь на предпоследнем курсе колледжа у Маслоу наметился более отчётливый интерес — к психологии. Он поступил в Корнеллосий университет на соответствующее отделение, чтобы углубить свои познания по этому предмету. Однако лекции по психологии вызвали в душе молодого человека бурю протеста. Профессор излагал что-то, по словам Маслоу, «невыносимо скучное и совершенно безжизненное, ничего общего не имеющее с действительным миром», и потому Абрахам «с содроганием бежал оттуда». Он перевёлся в Висконсинский университет, где занялся изучением поведения животных. Здесь Маслоу получил степень магистра гуманитарных наук, а в 1934 г. — доктора философии. Темой его докторской диссертации стали исследования сексуального и доминантного поведения обезьян.
Ешё до переезда в Висконсин в жизни Маслоу произошло важное событие: несмотря на категорические возражения родителей, он женился на своей двоюродной сестре Берте Гудман. Супружеский союз оказался удачным. Позже психолог признался: «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился и не уехал в Висконсин».
После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк и работал в Колумбийском университете вместе с известным теоретиком в области научения Эдвардом Торндайком. (Кстати, маститый психолог был сражён коэффициентом интеллектуального развития молодого учёного — у того оказался второй из самых высоких показателей, зарегистрированных до сих пор.) Вначале Маслоу также разделял идеи бихевиоризма. Однако после знакомства с другими направлениями психологии, гуманистической философией и благодаря собственному жизненному опыту он убедился в ограниченности бихевиористского подхода. Огромное влияние на учёного оказали встречи с европейскими психологами, перебравшимися в США из нацистской Германии. В их числе были Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт, Макс Вертхеймер. Нью-Йорк конца 30-х — начала 40-х гг. стал для Маслоу «центром психологической вселенной».
Антрополог Рут Бенедикт и основатель гештальтпсихологии Макс Вертхеймер вызывали у Маслоу особое восхищение, они, по его словам, являли собой нечто большее, чем обычные люди. После долгих размышлений над этим Маслоу начал проводить собственное исследование, делая записи о своих учителях в дневнике. И пришёл к выводу, что их образы имеют много сходного, т. е. представляют определённый человеческий тип. С данного открытия начала складываться концепция самоактуализации личности. Маслоу пришёл к выводу, что поведение человека невозможно понять без учёта его глубинного стремления раскрыть свою неповторимую индивидуальность и всё лучшее, что заложено в нём.
Позднее Маслоу обнаружил, что личности, которые можно назвать самоактуализируюшимися, имеют общие психологические черты: они многое знают о себе и не боятся себя, уважают себя и других; лишены высокомерия, доброжелательны и терпимы. Им присуща самодисциплина, и одновременно они любят непосредственность и весёлость; тонкий юмор, но не шутки, унижающие других людей. Таких личностей привлекает всё новое и неизвестное, они не перестают учиться у окружающих; независимы в своих убеждениях, способны отстаивать собственное мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Наконец, им не важны известность и власть — это форма самоутверждения тех, кто недостаточно уверен в себе. К числу «весьма определённых случаев» самоактуализации Маслоу отнёс Томаса Джефферсона, Авраама Линкольна (в последний этап жизни), Уильяма Джеймса, Альберта Эйнштейна и др.
Его первые попытки публично представить результаты своих исследований закончились неудачей. Высказанные Маслоу идеи получили большую популярность в студенческой среде, но были крайне недоброжелательно встречены коллегами-бихевиористами. Учёный оказался в изоляции, ведущие научные журналы отказывались печатать его статьи.
Только в 50-х гг., когда Маслоу занял должность заведующего кафедрой психологии в университете Брэндеса (штат Массачусетс), ситуация изменилась. Он обрёл единомышленников и смог публиковать свои работы. В начале 60-х гг. Маслоу и его сторонники предложили термин, очень точно отражавший суть нового психологического направления, — «гуманистическая психология».
Многолетние исследования Маслоу привели его к заключению, что стремление к самоактуализации присуше большинству людей. Но оно не лежит на поверхности сознания, а обычно прячется за нагромождением комплексов, страхов и самообмана.
Как же найти путь к самому себе? Самоактуализация возникает, когда «человек отдаётся своим переживаниям полностью, живо, самозабвенно... не боясь быть полностью поглощённым ими, без подросткового смушения, — писал Маслоу. — В момент такого переживания человек целиком и полностью раскрывает свою человеческую сущность». При этом он теряет чувство времени и места, забывает о своём имидже, психологической зашите, робости, застенчивости, возвращаясь к детской наивности и чистоте переживания.
Раскрытие своего истинного «Я» Маслоу связывал с особыми пиковыми переживаниями. Это могут быть необычные, редкие по глубине переживания счастья, вдохновения, изумления, любви, а также горя, крушения иллюзий, чувство опустошённости, отчаяния. Только проходя через подобные испытания, можно вынести позитивный опыт познания себя и жизни (но можно и сломаться, озлобиться). В пламени рождается всё самое ценное — появляется иное видение мира, постигаются неведомые доселе истины о людях и самом себе. Пиковые переживания могут вызывать музыка, танец и состояние любви. Иногда к ним приближают просмотр хорошего фильма, прочтение глубокой книги, восхищение красотой природы, элегантной шахматной партией, оригинальным решением задачи и т. п.
Чтобы найти своё истинное «Я», необходимо лучше узнать себя, понять, какими талантами и недостатками мы наделены, к чему стремимся, для чего живём. В процессе самопознания может выясниться, что некоторые качества и стремления являются наносными и навеянными окружением (родителями, нормами обшения среди сверстников, рекламой и т. п.), противоречащими натуре человека.
Самоактуализация связана с выбором. Жизнь в конечном счёте есть череда непрерывно принимаемых решений, начиная с того, как отреагировать на чьи-то замечания, как вести себя в той или иной ситуации, где учиться, на ком жениться и т. д. Совершая выбор, можно пойти по накатанному пути, не требующему сложной душевной работы, поступить как все или как советуют родители, друзья, как проще всего или, напротив, прислушаться к себе, начав движение к самоактуализации. На этом пути каждый последующий шаг становится всё более ясным, органичным, мудрым, соответствующим внутренней сути человека. Начинает совпадать то, что человек хочет сделать, и то, что он должен сделать. Приходит самоуважение и ошущение внутренней свободы. Человек достигает единства и гармонии с собой.
Процесс самоактуализации выявляет и слабости, комплексы, защитные реакции, которые мешают человеку быть честным перед самим собой и окружающими. Когда болезненные стороны личности осознаются, можно найти в себе достаточно мужества, чтобы изменить хоть что-нибудь. Это очень важный шаг, поскольку истина всегда лечит, а защитные реакции, потакание своим слабостям — тупиковый способ решения проблем.
Самоактуализации невозможно научиться, слушая советы или наставления других, человек может прийти к ней только сам, через опыт личных переживаний и поисков истины. Правда, есть средства, помогающие пробиться к своему «Я». Это анализ собственной жизни, медитация, ведение дневника, попытка самовыражения в творчестве, игре, танце, стихах, любой художественной импровизации, когда импульс приходит из эмоциональных глубин. Самоактуализации также способствует гуманистическая психотерапия, именно в этом она видит свою задачу и смысл.
Пиком творческой активности и популярности для Маслоу стали 60-е гг. В то время им написаны большинство книг и статей. Его избрали президентом Американской психологической ассоциации. Он основал несколько журналов и был их редактором. До конца жизни учёный (умер он внезапно, от сердечного приступа) продолжал исследования в области психологии, кроме того, его интересовали философия, экономика, этика. Вклад Маслоу в психологию оценён очень высоко. Многие специалисты полагают, что для изменения взгляда на человеческую природу и возможности личности он сделал больше, чем любой другой психолог за последние десятилетия.
 



 

 

Материалы взяты из Энциклопедии "ЧЕЛОВЕК" Аванта 2002 год. ЗАО Детское издательство " АВАНТА+", Москва, (095) 259-7627