Какой вид моделей аргументации востребован в данном обществе?

Посмотрим на модели двух обществ: западного и российского, оставив в стороне вопрос о принадлежности России к европейской цивилизации.

Для западного общества главное направление — критическая, рациональная дискуссия. Это задает тенденцию анализа аргументации: все неосознаваемые предпосылки должны быть максимально выявлены и представлены для анализа дискутирующим сторонам, которые в максимально возможном сознании судят о состоятельности или несостоятельности аргументации. Поэтому западный мейнстрим — текстуальный анализ аргументации (неформальная логика, прагмадиалектика и т. п.).

Однако в любом современном обществе, кроме стремления к желаемому уровню рациональности, есть потребности маркетинга, рекламы, политических манипуляций и т. п., и это отражается в моделях аргументации. Паблик рилейшнз (PR) является сегодня активно развивающейся областью. Специфика PR заключается в том, что это, по сути, совокупность стратегических решений и тактических приемов по формированию общественного мнения. Это способ воздействия со стороны власти (политики, бизнеса) на общество, который преподносится как своего рода аргументационное воздействие, но включает и не аргументационные (по крайней мере, не классически аргументационные) методы.

Аргументационная природа PR состоит в том, что это воздействие, направленное на убеждение (не случайно его формирование становится возможным только в демократическом обществе, состоящем из автономных индивидов, чье поведение не является командно управляемым и стабильно предсказуемым). Поэтому часто PR и более широкое определение — как в целом взаимодействия между какой-либо организацией и общественностью, имеющего целью гармонизацию общественных отношений.

В качестве специфических черт PR как аргументационного процесса можно выделить следующие:


1) они носят принципиально диалоговый характер (ответная реакция, обратная связь — обязательное условие успешности);
2) они нацелены на определенную аудиторию;
3) это стратегическое планирование плюс исполнение, они не описывают, а создают события, которые впоследствии преподносятся с помощью средств массовой информации (направление движения: от идеи, слова — к событию; «слово — дело», в терминологии авторов теории речевых актов);
4) для них характерен неавторский способ подачи информации (отказ от авторства или его замалчивание);

5) задачей PR является создание положительного контекста для деятельности организации, продвижения нового проекта и т, п. с использованием для этого всех возможных каналов коммуникации и разнообразных кодов — слов, визуальных образов, событий.

Характерной чертой PR является мимикрия под новостной поток, хотя сами новости не являются целью PR. Информационный поток в рамках PR организуется, интенсифицируется в определенном тематическом направлении (примером может служить создание политическими командами собственных газет в период предвыборной кампании).

Как для любой аргументации, для PR важны доказательность и обоснованность используемых утверждений. В большей степени это характерно для бизнес-PR. Правильные способы убеждения далеко не всегда оказываются эффективными. (Например, намеренно “глупая” реклама имеет целью другое — косвенное — воздействие, которое и работает, в то время как ее потребитель снисходительно иронизирует над ее простоватостью.) В то же время в деятельности PR-кампаний часто используется то, что считается недопустимыми приемами в «правильной» аргументации: различного рода манипуляции, использование таких единиц устной коммуникации, как слухи, анекдоты и т. п. Это указывает на тенденцию некоторых видов PR (в большей степени политических) ориентироваться на стереотипы массового сознания, а также на коллективное бессознательное.

Указанные черты позволяют охарактеризовать особенности идеологии современного российского общества.

Для него характерны статусность и манипуляции сознанием людей, как в политике, так и в экономике.

Похоже, что современное российское общество формулирует запрос на модели аргументации, основанные на убеждении с компонентом манипуляции. Здесь надо учитывать и культурные константы русской жизни, например недоверие к рациональным процедурам.