ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ Часть 1

 



Понятие - мыслительная интеграция двух или более единиц, которые изолированы в соответствии с существенными признаками и объединены указанным понятием.


Единицы могут включать в себя любой вид действительности: объекты, признаки, действия, качества, отношения и т.д.; они могут быть чувственными объектами или другими, ранее сформированными понятиями. Когда мы изолируем включенные виды понятий, мы получаем процесс абстракции, то есть выбранный мыслительный фокус, который выводит или отделяет определенный вид реальности от всех других (например, изолирует определенный признак от объектов, обладающих им, или определенное действие от объектов, преобразующих его, и т.д.) Вовлеченная общность не является просто суммой, но интеграцией, то есть вовлечением единиц в единственную новую мыслительную сущность, которая используется после этого как единица мысли (но которая, в случае необходимости может быть разбита на составные единицы).
Чтобы быть использованной в качестве одной единицы, огромная сумма обобщенных понятий должна обрести форму единичного, конкретного, воспринимаем объекта, отличающегося от всех других объектов и понятий. Эту функцию выполняет язык. Язык - это код визуально-слухового символа, который обслуживает психо-эпистемологическую функцию преобразования понятий в ментальный эквивалент объектов. Язык -исключительная сфера и средство понятий. Каждое слово, которое мы используем (за исключением собственых имен), - есть символ, который обозначает понятие, то есть выступает в качестве понятийной единицы для неограниченного количества объектов определенного вида.
(Имена собственные используются для того, чтобы идентифицировать и включать особые объекты в концептуальный метод познания. Заметим, что даже собственные имена в развитых цивилизациях следуют определяющим принципам рода и дифференциации: так, например, «Джон Смит», «Смит» указывает на род, а «Джон» - дифференциация; или Нью-Йорк, США).
Слова, следовательно, трансформируют понятия в (мыслительных) объектах; определения обеспечивают их идентификацией. (Слова без определений не являются языком, но набором звуков.) Мы будем обсуждать определения позже и подробно.
Вышеизложенное есть общее описание природы понятий как продуктов определенного мыслительного процесса. Но вопросом эпистемологии является следующее: какова точная природа такого процесса? К чему непосредственно понятия отсылаются в действительности?
Давайте теперь проследим процесс формирования простейшего понятия, понятия единичного признака (хронологически это не первое понятие, которое ребенок осознает; но оно простейшее эпистемологически) - например, понятие «длина». Если ребенок рассматривает спички, карандаш и палочку, он заметит, что все они обладают одним общим признаком - длиной, но в каждом случае она будет разной. Различие является одним из измерений. Для того чтобы сформировать понятие «длина», ум ребенка должен сохранить признак и отбросить его определенные измерения. Или - еще точнее - если процесс представить в словах, он будет выглядеть следующим образом: «Длина должна существовать в некотором количестве, но может существовать в любом количестве. Я буду идентифицировать как «длину» такой признак любого объекта, обладающего им, который может быть количественно отнесен к единице длины, без указания количества».