ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ Часть 2

 



Ребенок, разумеется, не думает так (он еще не знает подобных слов), но такова природа процесса, происходящего в его уме без слов. И это принцип, которому он следует, когда, постигнув понятие «длина» при наблюдении трех объектов, он использует его, чтобы идентифицировать признак длины в случае с кусочком ленты, ремня, пролета коридора или улицы.
Тот же самый принцип используется, когда нужно образовывать понятия объектов, например, понятия «стол». Ум ребенка отделяет два - или более - стола от других предметов, фокусируясь на их существенной характеристике - форме. Он замечает, что форма столов различна и варьируется, но, в общем, имеет одну характеристику: плоскость, уровень поверхности ч опору. Он формирует понятие «стол», сохраняя эту характеристику и опуская все частные измерения, не только измерения формы, но и все другие характеристики столов (многие из которых он не осознает в то время).
Взрослый человек будет определять «стол» так: «Рукотворный объект, состоящий из плоской ровной поверхности и опоры, предназначенный для поддержки других, меньших объектов». Посмотрим, что можно выделить и что опустить в этом определении: существенные характеристики: форма - выделяется и сохраняется; особые геометрические измерения формы (поверхности - квадратная, круглая, овальная или треугольная и т.д., число и форма опор и т.д.) опускаются; факт, что это материальный объект, выделяется, но материал, из которого стол сделан, опущен; то есть - пропуская измерения, которые дифференцируют одну материальную форму от другой, и т.д. Заметим, однако, что утилитарные требования к столу устанавливают пределы на пропущенные измерения в форме - «не больше и не меньше чем», - заданные этими требованиями. Эти правила не распространяются на столы в десять футов или в два дюйма высоты (хотя последний может быть классифицирован как игрушка или миниатюрный стол), они также исключают неподходящие Щ например, нетвердые - материалы.

Твердо помня, что термин «пропущенное измерение» не означает - в этом контексте, - что измерения рассматриваются как несуществующие, он означает, что измерение существует, но не выявлено. Это измерение должно существовать как важная часть процесса. Принцип такой: соответствующие измерения должны существовать в некотором количестве, но могут существовать в любом количестве.
Ребенок не бывает и не должен быть в курсе всех этих сложностей, когда он формирует понятие «стол».  Он формирует его, выделяя столы из всех других объектов в контексте знания. Поскольку его знание расширяется, усложняются и его понятийные определения. (Мы обсудим это, когда будем говорить об определениях.) Но принцип и образец формирования понятия остается таким же.
Первые слова, которым учится ребенок, - это Слова; ' обозначающие видимые объекты, и он сохраняет свои' первые понятия визуально. Заметьте, что визуальная  форма, которую он дает им, редуцирована до тех элементов, которые отличают особый вид объектов от всех других; например, универсальный тип изображения человека ребенком: тело в форме овала, голова — круг, четыре палочки для рук и ног и т.д. Такие рисунки - визуальная фиксация процесса абстрагирования и формирования понятия через трансформацию разумом из перцепционного уровня к полному словарю концептуального уровня.