ОБРАЗОВАНИЕ ПОНЯТИЯ Часть 5

 


(Насколько можно установить, уровень восприятия детского сознания сходен с процессом осознания млекопитающих: высшие животные способны к восприятию объектов, движений, атрибутов и определенного числа предметов. Но что животные не могут выполнить - это процесс абстрагирования: мыслительного разделения признаков, движений и числа из объектов. Мы можем представить, что животные могут взять два апельсина или две картофелины, но не могут осознать понятие «два».)

Понятия веществ формируются при наблюдении различия в используемых материалах. (Вещества существуют только в форме определенных объектов, таких как самородок золота, доска из дерева, капля или океан воды.) Понятие «золото» формируется, например, при помощи отделения золотых объектов от всех остальных, затем абстрагируется и остается веществом - золотом, опуская измерения объектов (или сплавов), в которых оно может существовать. Таким образом, вещество является одним и тем же и во всех конкретных случаях включено в понятие и различается только в количестве.
Понятия движения формируются в соответствии со спецификой различной природы движения и объектов, выполняющих движение, и/или средой, в которой движение выполняется, и опущением конкретных измерений любого данного примера подобного движения и объектов, включенных в него. Например, понятие «прогулка» обозначает определенный вид движения; прогуливаться могут живые объекты, имеющие ноги, и понятие «прогулка» неприложимо к движению змей или автомобиля. Понятие «плавание» означает движение любого объекта, движущегося в воде, и неприложимо к движению лодки. Понятие «летать» означает движение любого объекта, парящего в воздухе, будь то птица или самолет.
Наречия являются понятиями характеристик движения (или действия); они образуются с помощью особых характеристик и пропуском измерений движения и объектов, участвующих в нем: «быстро» приложимо к «прогулке» или «плаванию» и т.д.; вопрос, что такое «быстро», остается открытым и зависит - в любом конфетном случае - от типа движения.
Предлоги - понятия отношений, преимущественно пространственных или временных, между сущностями; они образуются путем определения отношения и пропуском измерений сущностей и включения пространства или времени: «в», «на», «над», «после» и т.д.
Прилагательные - понятия признаков или характеристик. Местоимения принадлежат к категории понятий субъектов. Союзы - понятия отношений между суждениями и принадлежат к категории понятий сознания. Относительно понятий сознания, мы будем обсуждать их позже и подробно. (Предвидя вопросы типа: «Можно ли измерить любовь?» - я позволю себе очень философский ответ: «Еще как!»)
Теперь мы можем ответить на вопрос: к чему именно мы должны обратиться, когда обозначаем три персоны как «люди»? Мы обратимся к факту, что они живые существа, обладающие некоторым свойством, отличающим их от всех остальных существующих видов: рациональной способностью, хотя конкретные измерения их свойств в качестве людей, так же как и все их другие особенности в качестве живых существ! различны. (Как живые существа определенного вида, они обладают бесчисленными общими свойствами: одинаковыми формой, диапазоном размеров, черт лица, жизненными органами, отпечатками пальцев и т.д., и все эти характеристики различаются лишь измерениями.)
Стоит отметить два звена между понятийной и математической областями, помимо очевидного факта, что понятие «единица» есть основа и начало обеих:

1. Понятие не образовывается путем наблюдения каждого объекта, подпадающего под него, и не определяет число таких объектов. Понятие, как и арифметическая последовательность особо определенных единиц, уходящих в обоих направлениях, открыто в оба конца, в бесконечность, и включает все единицы такого особого вида. Например, понятие «человек» включает всех людей, кто живет в настоящее время, кто жил и еще будет жить. Арифметическая последовательность простирается в бесконечность, не подразумевая, что бесконечность действительно существует; такое протяжение означает только, что какое бы число единиц ни существовало, оно будет включено в ту же самую последовательность. Такой же принцип приложим и к понятиям: понятие «человек» не (и не должно) указывает, какое число людей, в конечном счете существует, - оно определяет только характеристики людей и означает, что любое число объектов, обладающих этими характеристиками, будет идентифицирован как «люди».
2. Основной принцип формирования понятия (который утверждает, что опущение, игнорирование измерений должно существовать в некотором количестве, но может существовать в любом количестве) эквивалентен основному принципу алгебры, который утверждает, что алгебраическим символам должно быть дано некоторое числовое значение, но может быть дано любое значение. В этом отношении и смысле перцепционное сознание является арифметическим, а концептуальное сознание есть алгебра познания.
Отношение понятий к их составным частям такое же, как отношение алгебраических символов к числам. В уравнении 2а = а + а любое число может быть поставлено в символ «а» без искажения истинности уравнения. Например, 2x5 = 5 + 5, или 2x5 ООО ООО = 5 ООО ООО + 5 ООО ООО. Таким же образом, тем же психоэпистемологическим методом, понятие употребляется в качестве алгебраического символа, который устанавливается для любой арифметической последовательности единиц, которые она включает.
Пусть те, кто пытается признать недействительными понятия, объявив, что они не могут найти «человечность» в людях, попытаются признать недействительной алгебру, объявив, что не могут найти «а-сущность» в 5 или 5 ООО ООО.