ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСТЬ 3

 



Объективная закономерность определяется ссылкой на факты действительности. Но идентифицировать факты должен человек, объективность требует, чтобы человек ее, объективность, установил - она не может быть известна человеку заранее, т.е. предшествовать человеческому знанию, это все равно, что требовать от человека всеведения. Человек не может знать больше, чем он открыл, - и он не может знать меньше, чем указанные данные, если его понятия и определения должны быть объективно действительными.
В этом вопросе невежественный взрослый находится в той же самой позиции, что и ребенок или подросток. Он должен действовать в пределах поля знаний, какими он обладает и, соответственно, его примитивных понятийных определений. Когда он движется в более широкое поле действий и мыслей, когда ему представится новый случай, он будет должен расширить свои определения согласно случаю, если они будут объективно действительными.
Объективное определение, действительное для всех людей, называет существенную отличительную характеристику^) и род сущностей, подпадающих под данное определение, - согласно всему относительному знанию, возможному на данной стадии человеческого развития.
(Кто выносит решение в случае разногласий? Как во всех вопросах, относящихся к объективности, нет никакого высшего судьи, за исключением действительности и ума каждого человека, который выносит суждение в таком случае объективным путем: логически.)
Это не значит, что каждый человек должен быть универсальным ученым, но каждое ученое открьпие влияет на определения понятий: когда наука открывает какой-либо ранее неизвестный аспект действительности, это образовывает новые понятия (например «электрон»), поскольку наука связана с углубленным изучением предыдущих известных и концептуализированных сущностей, эти открытия идентифицируются значением концептуальных подкатегорий. Например, человек биологически классифицируется в нескольких субкатегориях «животного», таких как «млекопитающее» и т.д. Но это не заменяет факта, что разумность есть существенная отличительная и определяющая характеристика и что «животное» шире рода, к которому оно принадлежит. (И это не отменяет того факта, что, когда ученый или неграмотный используют понятие «человек», они обращаются к одним и тем же видам существования.)
Только если некоторые открытия делают определение «рационального животного» неточным (то есть более не служащим для различения человека от всех других сущностей), встает вопрос о расширении понятия. «Расширение» не означает отрицания, отмены или противоречия; оно означает демонстрацию того факта, что некоторые другие характеристики более отличают человека, чем разумность и животность; в таком маловероятном случае эти две будут рассматриваться не как определяющие характеристики, но будут оставаться истинными.
Вспомним, что формирование понятия есть метод познания, человеческий метод, и такие понятия будут представлять классификацию наблюдаемых сущностей в зависимости от их отношения к другим наблюдаемым сущностям. Поскольку человек не всеведущ, определение не может быть неизменно абсолютным, потому что оно не может установить отношение данной группы сущностей еще и ко всему во Вселенной, включая неоткрытое и неизвестное. По очень небольшому числу причин определение может быть неправильным и недостойным, если оно не контекстуально абсолютно - если оно не указывает известные отношения между сущностями (в терминах известных существенных характеристик) или если оно противоречит известным в результате бездействия или уклонения). Номиналисты современной философии, особенно логические позитивисты и лингвистические аналитики, требуют, чтобы критерий истинности или ложности не применялся к определениям, только к «фактическим» положениям. Поскольку слова, утверждают они, представляют произвольные человеческие (социальные) условности, и понятия не имеют объективных ссылок на реальность, то определение не может быть ни истинным, ни ложным. Нападки на здравый смысл никогда еще не достигали большей глубины, чем эти.
Предложения состоят из слов, и вопрос - как серии звуков, не связанные с фактами действительности, могут создавать «фактические» положения или устанавливать критерий правдивости или ложности, -есть вопрос, недостойный обсуждения. Он и не может обсуждаться с помощью нечленораздельных звуков, которые переворачивают значения по прихоти любого говорящего, по причине ступора сознания или целесообразности данного момента. (Но результаты такого понимания можно наблюдать в аудиториях университета, в кабинете психиатра или в передовице утренней газеты.)
Истина - продукт воспринятая (то есть идентификации) фактов действительности. Человек идентифицирует и интегрирует факты действительности с помощью понятий. Он сохраняет понятия в своем сознании с помощью определений. Он организует понятия в положения - и истинность или ложность его положений покоится не только на их связи с фактами, которые он утверждает, но еще на правдивости или ложности определений понятий, которые он использует для утверждения их, которые покоятся, в свою очередь, на правдивости или ложности его обозначений существенных характеристик.