ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ПОНЯТИЙ (Часть 1)



История следующего эксперимента была рассказана в университетской аудитории профессором психологии. Я не ручаюсь за действительность определенных числовых умозаключений, выведенных из нее, так как не могу проверить ее из первых рук. Но я буду цитировать ее здесь, потому что она наилучшим образом иллюстрирует определенный основополагающий аспект сознания, любого сознания - животного или человека.
Эксперимент предполагал установить степень способности птиц иметь дело с числами. Спрятавшийся человек наблюдал поведение стаи ворон, собравшихся на ветках деревьев. Когда человек приблизился к деревьям, стая спряталась в их верхушках и не показалась, пока человек не вернулся на место, откуда пришел. Когда три человека вошли в лес и только двое вернулись, вороны не покидали своего укрытия. Но когда пять человек вошли в лес и только четверо вернулись, стая покинула свое укрытие. По-видимому, их способность разделения не простиралась дальше трех единиц - и их математически-воспринимающая способность состояла из такой последовательности: один-два-три-много.
Точный ли это эксперимент или нет, истинный смысл этих примеров может быть истолкован интроспективно: если мы опустим все концептуальное знание, включая умение считать в числовых символах, и попытаемся увидеть, сколько единиц (или объектов данного вида) мы можем распознать или иметь дело с чисто воспринимаемым смыслом, значением (например, визуальным или слуховым, но без счета), мы откроем» что степень воспринимающей способности человека может быть больше, но не намного больше, чем у стан птиц: мы можем осмыслить и удержать, самое большее, пять или шесть единиц.

Этот факт наилучшим образом демонстрирует познавательную роль понятий.
Поскольку сознание есть особенная способность, она имеет специфическую природу, и поэтому ее пределы ограничены: сознание не может получить все одновременно; так как осознание - на всех уровнях - требует активного процесса, оно не может сделать все одновременно. Единицы ли, с которыми вы имеете дело, являются восприятием или понятиями, степень восприятия, которую человек может держать в центре сознательной осведомленности любого данного момента, ограничена. Следовательно, суть бесподобной человеческой познавательной способности есть способность редуцировать огромное количество информации в минимальное число единиц - задача, которая выполняется его концептуальной способностью. И принцип экономии единиц - одна из таких способностей, суть - ведущий принцип.

Отметим действие такого принципа в области математики. Если описанный выше эксперимент провести с человеком, по аналогии со стаей ворон, он будет способен считать и, таким образом, запомнить большее число людей, пересекающих поляну (как много - будет зависеть от времени, данного ему, чтобы успеть увидеть и посчитать их всех).

«Число» есть мысленный символ, который интегрирует единицы в одну большую единицу (или разделяет единицы на дроби) со ссылкой к основному числу «один», которое является мысленным символом «единицы». Так, «5» представляет /////. (Метафизически, отсылка “5”- любые пять сущностей особого вида; эпистемологически они представлены единичным символом.)

Счет есть автоматический процесс редуцирования числа мыслительных единиц к удерживаемому одному. в процессе счета - «один, два. три. четыре и т.д.» -сознание человека вмещает только одну мыслительную единицу любого одного момента, особую мысли -тельную единицу, которая представляет сумму, идентифицированную им в реальности (без возможности сохранить воспринимаемый образ сущностей, составляющих эту сумму). Если, скажем, он достигнет суммы 25 (или 250), это еще одна единица, легко запоминающаяся и с которой можно иметь дело. Но представьте положение своего сознания, если я продолжу давать вам сумму воспринимаемых единиц, таких как ////////// и т.д.