ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ПОНЯТИЙ (Часть 3)

 


Человек переживает автоматизированное знание в уме как непосредственное, самоочевидное качество (и определенность) воспринимающего сознания. Но это концептуальное знание, и его действенность зависит 0т точности определений, которая требует как безусловной точности значений (то есть безусловное знание всех особенных ссылок, которое оно включает), так и определений математических терминов. (Очевидно, различные бедствия, противоречия и неопределенные приближения последуют за автоматизированной ошибкой.)


Это приведет нас к решающему аспекту познавательной роли понятий: понятия представляют уплотнение, сгущение знания, которые делают дальнейшее изучение и разделение познавательного труда возможным.
Запомним, что воспримающий уровень сознания есть основа человеческого концептуального развития. Человек образовывает понятия как систему классификации всякий раз, когда обработка сферы данных восприятия становится слишком объемной для его разума. Понятия обозначают особый вид сущностей, включая все свойства этих сущностей, наблюдаемых и еще нет, известных и неизвестных. Чрезвычайно важно понять факт, что понятие есть «открытая» классификация, которая включает еще требующие открытия характеристик данной группы сущностей. Все человеческое знание покоится на этом факте.

Картина такая: когда ребенок осваивает понятие «человек», знание, представленное таким понятием в его уме, состоит из чувственных данных, таких как внешний вид человека, звук его голоса и т.п. Когда ребенок учится различать живые объекты от неживой материи, он приписывает новое свойство - «живой» - к уже имеющемуся «человек». Когда ребенок учится различать разные типы сознания, он включает новое

свойство в понятие человек - разумный, и т.д. Подразумеваемый, неявный принцип, руководящий ЭТИМ понятом, таков: «Я знаю, что существует такой объект, как человек; я знаю много его свойств, но он имеет много других, которые я не знаю и должен открыть». Тот те самый принцип направляет изучение каждого вида восприятия изолированных и концептуализированных сущностей.

Тот же принцип направляет накопление и передачу знания человечеством. От знания дикаря, который был нс умнее ребенка, к настоящему уровню, когда примерно половина гуманитарных наук посвящена изучению человека, понятие «человек» не изменилось; оно отсылает к тем же видовым объектам. Изменилось и выросло лишь знание этих объектов. Определение понятий могут меняться с изменениями в обозначение существенных свойств, и концептуальные переквалификации могут случаться с ростом знания, но эти изменения не отменят факта, что понятия включают в категорию все свойства, характеристики этих ссылок, включая и еще не открытые.